Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе с использованием ИКТ «Бабочки»
Конспект занятия по пластилинографии
в старшей группе
с использованием ИКТ «Бабочки»
Воспитатель: Никифорова Альфида Фазыляновна
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной формы лепки - пластилинографии.
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с многообразием бабочек.
Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки.
Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии.
Развивающие
Развивать моторику рук.
Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая изображение.
Углублять знания детей наносить мазки пластилином.
Развивать любознательность.
Воспитательные
Воспитывать интерес и заботливое отношение к живой природе.
Воспитывать интерес к жизни этих насекомых.
Активизация словаря: симметричные, справа, слева, прижимание, разглаживание.
Материал и оборудование: проектор, презентация «Бабочки», аудиозапись «Звуки леса», цветы из цветной бумаги, заготовки из белого картона «бабочки», письмо, доски для лепки, пластилин, влажные салфетки, красочные иллюстрации бабочек.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодняшнее наше занятие будет необычным. Поэтому начнем мы его с небольшой разминки. Вы согласны? (ответы детей).
-Тогда дружненько все встали врассыпную парами и повторяем вместе со мной движения. (физминутка).
«Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки).
Как ты тут? (положили руку на плечо).
Где ты был? (спросить рукой).
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу).
Ты пришел? (руки в стороны).
Хорошо! (обнялись)».
2.Вводная часть.
- Ребята сегодня утром мне передали вот такой красивый конверт. Как вы думаете, что в нём? (ответы детей). Вам интересно узнать, что там написано? (открываю конверт).
-Ребята, это на самом деле письмо. Прочитаем от кого оно: «Здравствуйте дорогие ребята. Я - цветочная фея. На моей волшебной полянке случилось несчастье. Злой волшебник Паук заколдовал всех бабочек в белых и чёрных. Раньше наша полянка была полна не только красивыми цветами, но и порхающими над ними яркими красивыми бабочками. Нашим бабочкам нужна ваша помощь. Они снова хотят стать цветными и радовать нас своей красотой. Попасть на нашу волшебную цветочную полянку, вам помогут волшебные слова и волшебная палочка, которую я вам присылаю» (показываю волшебную палочку).
-Ребята, от кого письмо? Что случилось в волшебной полянке? Что прислала нам цветочная фея? Хотите помочь цветочной Фее? Тогда отправляемся в путешествие? (ответы детей).
- Для этого встанем в круг, закроем глазки. Воспитатель говорит слова:
В руки палочку возьму,
Волшебство я призову.
Чудо в гости к нам придёт
На полянку приведёт.
«Крибли, крабли, бум» (волшебная музыка, включаю слайд с полянкой)
- Можете открыть глаза.
-Посмотрите, какая красивая полянка (обращаю внимание на экран). Представьте что мы в лесу, и расскажите, что можно увидеть там?
(Цветы, траву, деревья вокруг, птиц, насекомых…)
- А что можно услышать в лесу? (Пение птиц, шум деревьев.)
-А что вы почувствуете? (Ветерок, аромат цветов.)
-Давайте представим, что мы вдыхаем аромат лесных цветов, при выдохе скажем: «Ах, какой аромат».
-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
В поле я над белой кашкой
Вдруг заметила ромашку
Я сорвать её хотела
А ромашка улетела. (бабочка)
- Молодцы, угадали.
-Ребята, мир бабочек очень богат и разнообразен. Сейчас вы это сами увидите. Присаживайтесь поудобнее на «полянке», и не шумите, а то можете спугнуть всех бабочек.
Посмотрите внимательно на экран. (Презентация про бабочек).
- «Среди насекомых выделяется мир удивительных существ. Они яркие, красивые, лёгкие, загадочные. Настоящий сказочный мир царства насекомых. Бабочки одни их самых красивых живых существ на земле. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду, бабочки похожи на прелестные летающие цветы. Сначала бабочка откладывает яички. Из яиц вылупляются личинки - гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях. Этим бабочки приносят вред. Со временем гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывается, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева или листочку и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое. Из куколки появляется взрослое насекомое – бабочка! Первое время она сидит неподвижно, а когда крылышки подсохнут, она улетает».
-Ребята, а какую пользу приносят бабочки? Кто знает? (ответы детей)
(Продолжение слайда) «Перелетая с цветка на цветок, бабочки на лапках
переносят пыльцу от одного цветка к другому, и от этого растение лучше растет и дает больше урожая.
Этим бабочки приносят пользу. Рот бабочки - длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как
хоботок разворачивается и опускается за жидким нектаром. Усики чувствуют
аромат цветка издалека. У бабочки большие круглые глаза. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочке яркую окраску. Посмотрите, какими разными бывают бабочки. Заметьте, крылышки у них одинаково раскрашены с обеих сторон».
-Вот сколько интересного узнали мы про бабочек.
-Сейчас я предлагаю с вами поиграть в игру, которая называется «Найди
пару». Я раздам вам по бабочке, когда музыка играет вы имитируете полет бабочки- машете руками, а когда музыка остановится, то быстренько должны найти свою пару, встать рядом и поднять свои бабочки вверх. (проводится игра).
- Ребята вот такими были бабочки красивыми и в волшебной полянке у цветочной феи, пока их не заколдовал злой волшебник Паук. А сейчас посмотрите, какие они грустные, печальные, без окраски (обращаю внимание детей на панно с белыми бабочками).
- Хотите помочь бабочкам. Что нужно сделать? (ответы детей).
-Правильно, раскрасить. Но перед началом работы нам нужно с вами подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
( Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые - бабочка сидит. Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
«Ах, красавица, какая
- Это бабочка большая!
Над цветами полетала,
И мгновенно вдруг пропал».
- Молодцы, теперь ваши ручки согрелись и приготовились творить чудеса. Берите по бабочке и займите места за столами.
- Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы будем раскрашивать бабочек. Ведь у нас на столах нет ни красок, ни карандашей (ответы детей).
- Правильно с помощью пластилина. Обратите внимание, у вас на столах все для этого приготовлено.
3. Практическая часть.
1.Ребята, прежде чем приступить к работе, вспомним с вами, из каких частей состоит бабочка? (туловище, крылья, усики, глазки). Все вспомнили?
2.А теперь внимательно посмотрите, как я буду раскрашивать бабочку. Сначала я протираю руки влажной салфеткой, это для того чтобы пластилин не прилипал к рукам.
3.Затем беру маленький кусочек пластилина коричневого цвета, раскатываю
между ладонями прямолинейными движениями – это туловище бабочки. Прикрепляю на шаблон методом прижимания, нужно прижимать сильнее, чтобы он не отходил от шаблона.
4. Теперь беру пластилин любого понравившегося цвета и отщипываю кусочек.
5.Делю его на два равных частей, потому что, как мы уже знаем, у бабочек крылышки симметричные, то есть одинаковые с двух сторон, и катаю пальчиками шарики, и наношу мазок на крылышки бабочки - один кусочек с левой стороны, другой - с правой.
6. Обратите внимание, я заглаживаю пластилин от туловища к краям крылышек.
7. Берем пластилин другого цвета и так далее…
-Вот моя бабочка готова. Теперь вытираю руки салфеткой.
-Ребята, вспомним, что мы сначала сделали перед лепкой? (ответы детей)
-Каким цветом, и каким методом сделали туловище бабочки? (ответы детей).
-На сколько частей делим один цвет для крылышек? Почему? (ответы детей).
-Как заглаживаем пластилин на крылышках? Откуда и куда наносим мазки? (ответы детей).
-Ребята, всем все понятно? Теперь приступаем к работе. Цветочная фея заждалась, наверное. (Дети приступают к работе. Наблюдаю и помогаю детям, у кого возникли затруднения).
4. Итог.
- Ребята, заканчиваем работу.
- Посмотрите, мы расколдовали бабочек. Какие красивые бабочки у вас получились
- Ребята, а кто знает, что бабочки любят делать? (ответы детей).
- Правильно они любят порхать, летать над цветами и собирать пыльцу.
- Посмотрите, какая красивая полянка со цветами. (обращаю внимание на доску). Ваши бабочки хотят собрать нектар с этих цветов. Выберите цветок и посадите бабочек на него.
-Вот и цветочная фея. (слайд). Посмотрите, какая она веселая, потому что она очень рада и благодарна вам за то, что вы помогли ей расколдовать всех бабочек и вернуть красоту в волшебную цветочную поляну. Теперь у цветочной феи на поляне, как и прежде, благоухают цветочки и над ними порхают разноцветные красивые бабочки.
-Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте в круг, закройте
глазки:
-В руки палочку возьму,
Волшебство я призову.
Чудо в гости к нам придёт
В группу нашу приведёт.
«Крибли, крабли, бум» (волшебная музыка)
-Можете открыть глазки. Вот мы и очутились в своей группе.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилась путешествие? Посмотрите, цветочная фея прислала вам бабочек в подарок за вашу помощь. Если вам понравилось сегодня на занятии, было легко и интересно раскрашивать бабочек, если вы с удовольствием помогали цветочной фее, то берите по одной цветной бабочке. А если у вас были затруднения при работе с пластилином или вам было что – то непонятно, то берите белую бабочку.
- Мне очень приятно, что у вас у всех на руках цветные бабочки. На улице весна, скоро проснутся бабочки и будут порхать над цветками. У нас тоже будет красиво и разноцветно из – за цветов и бабочек, как на цветочной полянке у феи.