Конспект занятия по познавательному развитию «В поисках курочки рябы» для детей 3–4 лет
Тема: В поисках курочки рябы.
Цель: Формирование познавательной активности у детей, путем вовлечения их в игровые действия.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение отвечать на вопросы, побуждая к высказыванию несложных фраз, обогащать словарь детей;
продолжать формировать умение детей группировать и классифицировать домашних и диких животных;
уточнить знания о сравнении предметов контрастных и одинаковых размеров;
формировать умение обозначать результат сравнения словами – большой - маленький, широкий - узкий;
закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник;
совершенствовать умение ритмично наносить пятна, мазки.
Развивающие:
развивать умение ходить по ограниченной площади опоры, сохраняя равновесие;
развивать желание и интерес к продуктивной деятельности (сооружать постройки по замыслу, лепить предметы);
развивать моторику рук;
развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
развивать умение читать стихотворение наизусть;
развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
воспитывать у детей умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого;
воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим;
воспитывать умение радоваться общему результату занятия.
Расширять и активизировать словарный запас: рыжая плутовка, детеныш – зайчонок, ледоход
Приемы руководства деятельности детей на занятии:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание игровой ситуации, комментирование.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, сравнение.
3. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание предметов, выполнение заданий, комментирование, продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: вопросы, поощрение.
Создание среды для организации и проведение занятия: игрушки – дикие и домашние животные, зайцы (большой и маленький), курочка ряба, ростовые куклы (дед и баба); макеты (лес, подворье), елки, имитация реки, полянки, льдинок (разной формы); солнце, дом для лисы; листы бумаги, гуашь желтого цвета, ватные палочки; корзина, морковь (большая и маленькая), деревянные домики, заборчики, елки, деревья; музыкальное сопровождение.
Виды детской деятельности в зянятии:
игровая;
коммуникативная;
познавательная;
продуктивная.
Ожидаемые результаты:
расширение и активизация словарного запаса;
умение называть форму, группировать предметы;
развитие у воспитанников интереса в процессе познавательной деятельности;
умение детей действовать по самостоятельному выбору;
проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
Области |
Формы организации детской деятельности |
Решаемые задачи |
Познавательное развитие |
Дидактические упражнения: «Угощение для зайчиков»
«Льдинки»
Проблемная ситуация «Кто, где живет» |
Уточнить знания о сравнении предметов контрастных и одинаковых размеров; формировать умение обозначать результат сравнения словами – большой – маленький. Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник Продолжать формировать умение детей группировать и классифицировать домашних и диких животных |
Физическое развитие |
Физическое упражнение «Пройдем по мосту». |
Развивать умение ходить по ограниченной площади опоры, сохраняя равновесие |
Речевое развитие |
Групповое рассказывание Ситуативный разговор |
Развивать умение читать стихотворение наизусть. Закреплять умение отвечать на вопросы, побуждая к высказыванию несложных фраз, обогащать словарь детей. |
Художественно - эстетическое развитие |
Рисование (нетрадиционное) «Одуванчики» Танец «У тебя, у меня…» |
Совершенствовать умение ритмично наносить пятен, мазки Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения |
Социально - коммуникативное развитие |
Ситуативный разговор.
|
Воспитывать у детей умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим |
План занятия:
Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Мотивация. Целеполагание Основная часть: Проблемная ситуация: «Кто, где живет» Дидактические упражнения: «Угощение для зайчиков», «Льдинки» Физическое упражнение «Пройдем по мосту». Рисование «Одуванчики» Танец «У тебя, у меня…» Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов деятельности занятия. |
2 мин
11мин
2мин
|
Длительность занятия |
15мин |
Ход занятия.
Дети: В гости мы вас приглашаем
Очень рады видеть всех!
Вам покажем и расскажем
В чем имеем мы успех!
Воспитатель: Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Но случилась беда.
Дед и баба - ростовые куклы возле дома: (запись)
– Здравствуйте, ребята! Хитрая лиса унесла нашу курочку. А нам без нее – ох, как плохо! (плачут). Мы видели, что рыжая плутовка побежала в лес. Но нам старикам ее не догнать. (вздыхают).
Воспитатель: Как же быть, что же будем делать, ребята?
– Ребята, а вы не знаете, кто может помочь деду с бабой? (Ответы детей)
Воспитатель: Не расстраивайтесь дедушка и бабушка, мои ребята согласились вам помочь.
Дед и баба: Мы в дорогу приготовили корзину, может она вам пригодится.
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправляемся на поиски курочки Рябы? (Дети двигаются вперед. Имитация леса)
Проблемная ситуация «Кто, где живет»
На столе стоят не завершенные макеты леса и двора. Между макетами стоят животные.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас в лесу встречает? (Дети перечисляют) – Где живут эти животные? Если животные живут с человеком, то это, какое животное? Если живет в лесу?
– Но вот беда дикие и домашние животные заблудились и перепутались. Как им помочь? (Вернуть диких животных в лес, домашних животных – в домики.)
– Где же домики и лес для животных?
– Ребята у нас есть корзина, заглянем в нее. Что лежит в корзине? Что может пригодиться для постройки домиков и леса?
Воспитатель: мальчики строят дом во дворе, девочки расставляю деревья в лесу.
(Дети выполняют задание, затем расселяют животных.)
Воспитатель: как хорошо у нас получилось! Почему ты поселит корову возле дома? Почему поселил волка в лесу? Как вы думаете, мы справились с заданием?
Дидактическое упражнение «Угощение для зайчиков»
(Воспитатель хвалит ребят и обращает внимание на «зайцев», сидящих под елкой)
Воспитатель: Ребята, нет ли под елкой лисы и курочки Рябы? Кто спрятался под елкой? (зайцы – мама зайчиха и ее детеныш) Как называется детеныш зайчихи? (зайчонок)
– Зайцы, наверное, голодные. Что они едят? Что будем делать, где нам взять еду? (Ответы детей)
–У нас есть корзина, заглянем в нее. (дети находят в корзине морковь)
Воспитатель: Все морковки одинаковые? Чем отличаются они? (большие и маленькие) Как вы думаете, зайчонка какими морковками нужно угостить? (маленькими) Почему? Зайчиху, какими морковками угостим?
Угощайте! (Дети раскладывают морковь)
Воспитатель: Зайцы, вы видели, куда побежала лисичка с курочкой Рябой в руках?
– Рыжая плутовка побежала через речку.
Дидактическое упражнение «Льдинки»
(Воспитатель с детьми подходят к «речке»)
Воспитатель: Что это такое на речке плывет белого цвета, как вы думаете?
– Почему в реке плывут льдинки? Я кажется, знаю! Какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? (Ответы детей)
– На речке начал таять лед. Идет ледоход.
– Какой формы льдинки на речке? (Ответы детей).
Физическое упражнение «Пройдем по мосту».
Воспитатель: – Что нужно сделать, чтобы оказаться на другом берегу реки? (Пройти по мосту). Ребята, а вот и мосты. Одинаковые ли они по ширине? Чем они отличаются? (широкий и узкий)
Дети выполняют задание: ходьба по ограниченной площади опоры, сохраняя равновесие.
– По какому мосту мы прошли? (Ответы детей) Все ребята смогли перейти речку? У всех получилось?
Рисование «Одуванчики»
Воспитатель: (обращает внимание на поляну без цветов) Ребята, мы с вами пришли на поляну. Не видать ли, курочки Рябы, на поляне?
– Что вы видите над поляной? (солнце) Какое настроение у него? (грустное) Почему оно грустит? (Ответы детей)
–Я кажется, знаю! Пришла весна, солнце согрела поляну, а цветы на ней не расцвели! Как нам украсить поляну и развеселить солнце? (Нарисовать цветы. Дети подходят к столам. На столах лежат листы бумаги, гуашь)
–Чем же мы будем рисовать? Может корзинка нам поможет?
(Из корзины воспитатель достает ватные палочки, дети ими рисуют цветы и украшают поляну)
Воспитатель: (обращается к солнцу) Как мы рады, что нам удалось тебя развеселить! Солнышко, где лиса спрятала курочку Рябу? (в домике загорается свет) Ребята, солнечный луч указывает на дом.
(Воспитатель и дети подходят к дому. Выходит, лиса, ребенок, одетый в героя)
Воспитатель и дети: здравствуй, лиса! Верни, пожалуйста, деду с бабой их курочку Рябу.
Лиса: (здоровается) Я очень люблю танцевать, но мне не с кем.
Вы, ребята выходите,
И со мною попляшите.
Тогда я верну курочку - рябу.
Танец «У тебя, у меня…»
(Дети вместе с лисой исполняют танец. Лиса отдает курочку Рябу)
Воспитатель: заждались, дед с бабой свою курочку Рябу, отнесем ее домой.
Воспитатель: Расскажем, ребята, дедушке и бабушке, что больше всего запомнилось, пока искали курочку Рябу?
–Кого мы встретили в лесу?
–Чем угощали зайцев?
–Какие льдинки плавали на речке?
–Кого и как мы развеселили?
–Почему лиса унесла курочку Рябу?
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, нашли курочку Рябу.
Дед и баба благодарят ребят и угощают печеньем: (запись) Спасибо, ребята, что помогли вернуть нашу курочку. А пока вы ее искали, я напекла печенье, угощайтесь!