Конспект занятия по познавательному развитию «Хопер-батюшка» для детей 4–5 лет
Конспект занятия по познавательному развитию «Хопер - батюшка» для детей 4-5 лет.
Цель: Формировать у детей представление о реке Хопер, бережном к ней отношении.
Задачи: Продолжать знакомить детей с родным городом.
Расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Хопре как красивой реке страны.
Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картин и стихов о Хопре.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Методические приемы:
Наглядные. Картины, иллюстрация презентация.
Словесные. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Материал: фото памятника «Старик-Хопёр» работы скульптора Андрея Смелого, иллюстраций «Правила поведения на реке», презентация «Река Хопер».
Ход занятия.
Орг. момент.
Воспитатель: Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт...
(река)
Воспитатель: Все верно. Как называется река, которая протекает в нашем городе, спасает нас летом от зноя? (Хопер)
Воспитатель: Наш край называется Прихопёрье, потому что у нас протекает река ХОПЁР, его окружает прекрасная природа, которая радует наш глаз. Сегодня мы вам расскажу легенду о том, как появилась река Хопёр.
Воспитатель: Существует легенда, что старик по имени Хопёр, которых жил в здешних степях, набрел на холм, из-под которого били и разбегались в разные стороны 12 прозрачных ключей ледяной воды. Старик соединил русла этих ручьев в одно, и появилась река, которую и назвали его именем. Старик Хопер построил на реке мельницу, на которой молол зерно для жителей окрестных деревень. Место, где ручейки соединяются в реку, отмечено памятником «Старик-Хопёр» работы скульптора Андрея Смелого (фото): сидит на камне под дубом старик Хопер, а с его бороды стекает река.
Но кто бы ни объединил эти 12 родников - человек или сама природа - это стало началом удивительной реки Хопер, которая протянулась на 980 км (по некоторым оценкам - более 1000 км) через 4 области - Пензенскую, Саратовскую, Воронежскую и Волгоградскую.
Воспитатель: Ребята, а как называют Хопер в народе?
Дети: Хопер – батюшка.
Воспитатель: В реке водится много видов рыб: судак, язь, плотва, чехонь, сом, щука, окунь, лещь, карась, жерех, голавль и другие. Изредка встречаются стерлядь, налим, линь и сазан.
Дидактическая игра «Поймай рыбку». (назвать речных рыб).
Воспитатель: На берегах реки живет много птиц, зверей, растут леса. Встречаются у реки лоси, зайцы, лисы, кабаны, косули, бобры, выхухоль, речные черепахи, множество видов птиц: водные, лесные, степные.
Не меньше интересных мест и на берегах Хопра. Например, заказник Шемякинская дача, где растут дубы, обхват которых 3-4 м, — этим великанам уже 300 лет. Ниже Борисоглебска до Новохоперска по берегам реки расположился Хоперский заповедник -один из богатейших по разнообразию видов кусочек дикой природы на Восточно-Европейской равнине. Кроме дуба, представители флоры лесостепной полосы: ольха, вяз, ветла, осина, черный клён, черёмуха, дикая яблоня, тополь серебристый, а по берегам Хопра и озёр - ивы с лозняком. Деревья и кусты прямо нависают над руслом реки.
Всех их поит река Хопер.
Воспитатель: Ребята, подскажите, что растет в лесу? (ответы детей) Деревья, грибы, ягоды.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Береза, дуб, ёлка, земляника.
Крыжовник, вишня, смородина, опята.
Сорока, воробей, синица, утка.
Корова, волк, медведь, лиса.
Собака, кошка, лошадь, кабан.
Боровик, сыроежка, подосиновик, мухомор.
Воспитатель: Хопер - идеальная река для отдыха. Туристов здесь привлекают красивые места: живописные берега, песчаные пляжи, теплая, кристально чистая вода, отличная рыбалка, пышные леса в долине и сосновые леса на высоких террасах, пронзительно чистый воздух и осколки старины - старинные усадьбы с церквями.
Река покоряет всех: и любителей сплавов на байдарках и плотах и заядлых рыболовов, и всех, кто хочет отдохнуть от душного города.
Физкультурная минутка:
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко зубы щеткой трем.
Моем шею, моем уши
После вытремся по суше.
Воспитатель: Служил человеку Хопер – батюшка верой и правдою до поры до времени, пока он не забыл, что он на земле не главный, что природа всегда права и к ней надо прислушиваться и беречь её.
Воспитатель: Люди привыкли к Хопру, не замечают, что загрязняют его. Из сточных труб предприятия города Балашова текут в реку грязные потоки, люди бросают в него разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки, моют в нем машины. (Показ слайдов.)
Воспитатель: Страдают птицы, животные, рыбы, растения. Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в воде выявлено много различных видов загрязнений, вызывающи серьезные болезни.
Воспитатель: Хопер в опасности! Как можно помочь реке? Ребята, чтобы вы сделали для очищения Хопра?
Воспитатель: Ребята, а как мы можем охранять речку? Давайте мы с вами запомним несколько правил.
Правила поведения на реке:
Не бросать в воду мусор;
Не оставлять мусор на берегу;
Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом);
Беречь воду;
Оберегать растения – не рвать кувшинки и любые другие растения;
Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз и других животных.
Воспитатель: Почему Хопер надо охранять?
Дети: Чтобы он был чистый.
Демонстрация иллюстраций «Правила поведения на реке».
Воспитатель: Будем же беречь нашу речку! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой такой реки у нас не будет! Природа прихопёрья – величайшее чудо и у нас она одна.
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, как называется наша река? Какие рыбки там живут? Какие правила нам нужно соблюдать, чтобы была река чистой?