Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет
МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово Тамбовская обл.
Конспект занятия
по развитию элементарных математических представлений
у детей 3-4 лет.
Воспитатель I категории Воронина Н.Н.
Тема:
1. Экскурсия в зоопарк.
2. Игра «Окошки для сказочного домика».
3. Игра «Соберём бусы для ёлочки».
4. Игровое упражнение «Угощение».
Задачи:
подводить детей к умению считать до 5;
развивать у детей умение видеть предметы разной величины, активизировать в речи слова: большой, поменьше, побольше, маленький;
закреплять знания детей геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; умение видеть большие и маленькие фигуры;
закреплять знания основных цветов, учить называть геометрическую фигуру и её цвет;
развивать логическое мышление;
закреплять у детей понятие о домашних и диких животных, продолжать знакомить детей с жизнью животных в зоопарке;
учить различать вкусовые свойства предмета и называть их (печенье солёное, печенье сладкое).
Оборудование:
шапочки-воробушки для детей;
картинки животных на магните: слон, медведь, волк, заяц, ёж;
клетки к этим животным на магните;
домики с прорезями-окошками в форме круга, квадрата и треугольника;
круги, квадраты, треугольники двух размеров и разных цветов для подбора к окошкам;
ёлочка на ½ листа ватмана с ниточкой для бус;
спаренные кружочки – шарики для ёлочки 3-х цветов;
коробка-кормушка для птиц в ней печенье: нижний слой сладкое печенье, а верхний – солёное.
Предварительная работа:
чтение произведения С. Маршака «Где обедал воробей?»;
беседы о диких животных;
игры и игровые упражнения с геометрическими фигурами;
игры и игровые упражнения на развитие логического мышления;
мимические упражнения на определение вкуса – сладкое, кислое, горькое, солёное.
Методические приёмы:
Вводная часть. Воспитатель подзывает к себе детей, предлагает им побыть воробушками и поискать корм сейчас в зимнее время. Вместе с детьми выясняется, что это сделать нелегко, кругом снег. Воспитатель напоминает детям произведение С. Маршака «Где обедал воробей?» и приглашает их в зоопарк. Дети летят на стульчики и усаживаются перед магнитной доской.
1 часть. Посмотрите, ребята, зверей ещё не привезли, но для них приготовили клетки, в которых они будут жить. Давайте посчитаем, сколько здесь клеток. (Дети считают клетки – 3). - Посмотрите, кого привезли? (Медведя.) Какой медведь? (Большой.) Давайте ему подберём клетку. (Путём приложения находят клетку для медведя.) - Смотрите, ребята, привезли кого? (Волка.) Да, это волк. Давайте и ему подберём клетку. (Путём приложения находят клетку для волка.) - Какая клетка большая, а какая поменьше? Почему у волка клетка поменьше, чем у медведя? (Потому что волк поменьше медведя). - Смотрите, ребята, в зоопарке появился и заяц. Чтобы он не убежал, давайте и ему подберём клетку. (Путём приложения находят клетку для зайца.) - Эта клетка меньше, чем у волка? (Меньше). - А почему мы для зайки выбрали такую клетку? (Потому что зайка меньше волка.) - У кого самая большая клетка? (У медведя.) - А у волка какая? (Поменьше.) - А у зайчика? (Маленькая.) - Ой, ребята, в зоопарк привезли, смотрите кого. (Слона.) - Как вы думаете, подойдёт ему клетка как у медведя? (Нет.) - Почему, медведь тоже большой? (Слон больше медведя, значит и клетка ему нужна побольше). - Давайте посмотрим, может эта подойдёт. (Путём приложения дети находят клетку для слона.) - Теперь у кого самая большая клетка? (У слона.) - А была у кого? (У медведя). - Давайте посчитаем, сколько клеток с животными в нашем зоопарке стало. (Дети считают клетки – 4). - Посмотрите, ещё одно животное появилось, кто это? (Ёжик.) - Какой он? (Маленький). - Какую клетку ему надо? (Ему надо маленькую клетку). - Давайте посмотрим, может эта подойдёт. (Путём приложения дети находят клетку для ежа.) - У кого была самая маленькая клетка? (У зайчика.) - А теперь у кого? (У ёжика). - Сколько теперь стало клеток с животными в нашем зоопарке, давайте посчитаем. (Дети считают - 5 клеток). - У кого самая большая клетка? (У слона.) - А у медведя какая? (Поменьше.) - А у волка? (Ещё меньше.) - А у зайки? (Ещё меньше.) - А у ёжика? (Самая маленькая).
2 часть. А теперь, мои воробушки улетают из зоопарка и летят вот к этим сказочным домикам. Давайте с вами украсим эти домики разноцветными окошками. Вот они лежат перед вами. Подберите окошки к своим домикам. (Дети подбирают фигуры и вкладывают в прорези окошек домика. Затем называют фигуру, величину и её цвет в окошке.)
3 часть. Воспитатель рассказывает детям, что на Новый год в лесу звери украсили ёлочку, но после сильной вьюги на ёлочке не осталось ни каких украшений. Звери расстроились. Воспитатель предлагает порадовать зверей и украсить ёлку бусами. Приглашает воробушек слетать в лес. Прилетев, дети усаживаются на стульчики перед ёлочкой, на которой висит ниточка от бус. - Посмотрите, на ёлке после метели осталось несколько бусин. Какие? (Красная, жёлтая, синяя). - У меня есть такие бусины, давайте их повесим, продолжая ряд. Как вы думаете, какая бусина будет следующая? (Красная). - Почему? (Потому что первая бусина красная.) - Какую бусину надо повесить за красной? (Жёлтую.) - А за жёлтой? (Синюю). Дети украшают ёлочку бусами, логически заканчивая ряд. Любуются ёлочкой, проверяют, правильно ли повешены бусы.
4 часть. Воспитатель напоминает «воробушкам», что они ищут корм, но так его и не нашли. В зоопарк зверей только завезли, у сказочных домиков тоже корма не было, а в лесу, где мы украшали ёлочку, было много снега. Проголодались воробушки и полетели поближе к домам, где живут люди. А люди для птичек делают кормушки и насыпают им корм. - И я для своих птичек приготовила кусочки печенье. Угощайтесь, воробушки! Вкусно? (Дети говорят, что кусочки печенья солёные.) - У меня для вас ещё есть кусочки, угощайтесь. (А эти кусочки – сладкие).
- Вам понравилось быть воробушками? Где вы сегодня побывали? Что вы делали в зоопарке? А как вы украсили домики? Зачем вы украсили ёлочку в лесу? А кусочки печенья были вкусными? Какими, по вкусу?