Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственный герб России»

Цель: формирование знаний старших дошкольников о государственном гербе Российской Федерации.
Задачи:
Образовательные:
закреплять представления детей о понятии родины (Родина);
познакомить воспитанников с государственными символами Российской Федерации;
обобщать представления детей о символическом значении изображений на гербе нашей страны.
Развивающие:
развивать интерес к истории страны;
развивать устную речь детей;
развитие умения давать полные ответы на заданные вопросы;
развивать мелкую моторику;
развивать внимание, усидчивость, логическое мышление;
развивать творчество, фантазию.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма;
воспитывать уважения к государственной символике страны.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: карточки «Государственные символы РФ», флаг Российской Федерации, карточки к играм.
Раздаточный материал: раскраска «Герб», цветные карандаши.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа!
Улыбнись соседу слева!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Обними соседа справа!
Обними соседа слева!
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья
Дружно будем заниматься
И успехов добиваться!
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
Воспитатель: Что такое государственный гимн? (Торжественная песня, восхваляющая и прославляющая страну)
Воспитатель: Какой символический смысл несут цвета нашего флага? Показываю изображение флага. (Белый цвет обозначает миролюбие, синий - верность и веру, красный - смелость, отвагу и пролитую кровь героев за Родину.)
Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение.
Золотой орел двуглавый-
Символ силы, символ славы
И могущества державы,
Храбрый воин на щите-
Он копьем врага разит,
Он Отчизну защитит!
И поможет ей в беде!
Воспитатель: О чем стихотворение? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое герб? (Государственный знак отличия, эмблема страны)
Воспитатель: Кто скажет, что изображено на нашем государственном гербе? Демонстрирую герб. (Ответы детей)
Воспитатель: Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, размещённого на фоне красного геральдического щита. Этот благородный орёл символизирует мудрость, смелость и дальновидность. Двуглавая птица олицетворяет положение страны между Европой и Азией - каждая её голова смотрит соответственно на восток и запад. Над головой орла расположены три короны: две маленькие находятся непосредственно над каждой головой птицы, а третья крупная возвышается над ними обеими. В когтях орла зажаты атрибуты верховной власти — скипетр (символизирует державное руководство) и держава (означает суверенитет государства).
На груди орла также расположен красный щит с изображением святого Георгия Победоносца верхом на коне, пронзающего своим копьём чёрного дракона. Это древний образ защитника от всяческого зла, отражающего победу добра над силами тьмы. Легенда гласит, что когда-то давно свирепый змей терроризировал жителей окрестностей, требуя себе молодых людей и девушек. Царевну тоже повели к нему на закланье, однако внезапно явившийся Георгий поразил монстра своей силой и освободил несчастную красавицу. С тех пор Георгий Победоносец почитается защитником храбрых воителей и верных защитников справедливости.
Воспитатель: Как вы думаете, что символизирует герб России? (Ответы детей)
Воспитатель: Эмблема нашей страны олицетворяет торжество справедливости, триумф света над тьмой и верность защите Родины. 30 ноября - День государственного герба Российской Федерации. А теперь послушайте стихотворение
В. А. Смирнова «Герб России».
Герб страны – орел двуглавый гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит
Подтверждает герб старинный независимость страны.
Для народов всей России наши символы важны.
Воспитатель: Ребята, где можно увидеть герб России? (Ответы детей)
Воспитатель: Герб изображается на флагах, монетах, печатях, документах. (Рассматривание монет, документов, диплома).
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (Тянемся на носочках вверх).
Реки глубокие, (Присаживаемся на корточки).
Степи широкие, (Раскидываем руками).
Леса большие. (Руки вверх).
А мы - ребята вот такие! (Показываем большой палец вверх)
Дидактическая игра «Найди герб России»
Из семи предложенных гербов нужно выбрать герб России.
Дидактическая игра «Собери герб по цифрам»
В игре участвуют по два человека. По команде дети начинают составлять картинку герба, расставляя цифры по порядку.
Дидактическая игра «Найди герб России»
Из девяти предложенных гербов нужно выбрать герб России.
Воспитатель: Ребята, раскрасьте герб Российской Федерации по образцу. Но сначала разомнем пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Девочки и мальчики
Расправьте свои пальчики,
Пополам согните,
В кулачки сожмите,
Расправьте ладошки
И встряхните немножко.
Воспитатель напоминает, как правильно держать карандаш, следит за посадкой детей.
Практическая деятельность детей.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво получилось.
Воспитатель: Встаньте, мы послушаем гимн России.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой цвет щита на нашем гербе? (Ответы детей)
Воспитатель: Что именно изображено на гербе? (Ответы детей)
Воспитатель: Как называется птица, изображенная на гербе? (Ответы детей)
Воспитатель: Сколько голов у орла на гербе? (Ответы детей)
Воспитатель: Чему новому вы сегодня научились? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)