Конспект занятия по профилактике девиантного поведения для детей 6–7 лет «Как договориться с собой?»
Конспект занятия
по профилактике девиантного поведения
для детей 6–7 лет
КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С СОБОЙ
Цель: создание условий для актуализации знаний ребёнка о возможности регулирования своих эмоций.
Задачи:
1. Развивать умение фокусировать внимание на разных частях своего тела;
2. Развивать умение распознавать эмоции, определять их причины;
3. Развивать умение регулировать свои эмоции и поведение;
4. Развивать самосознание, рефлексию.
Планируемые результаты:
ребенок умеет распознавать эмоции;
определяет причины эмоций;
может фокусировать внимание на разных частях своего тела;
подбирает занятия, с помощью которых можно управлять своими эмоциями и поведением;
умеет давать эмоциональную оценку.
Оборудование и материалы: мяч; листы бумаги А4, краски, кисти, непроливайки, салфетки на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие (1 мин)
– Здравствуйте, ребята.
Что за чудо-чудеса –
Раз рука и два рука.
Вот – ладошка правая, вот – ладошка левая.
И скажу вам, не тая, руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружит.
Возьмите за руку того, кто стоит рядом, ощутите тепло рук ваших друзей. Крепким рукопожатием поприветствуйте друг друга.
Игра «Разговор с телом» (5 мин)
– Давайте сядем на ковре в круг. Я предлагаю вам сейчас поговорить со своим телом. Как вы думаете, это возможно? Рассмотрите своё тело. Представьте, что по вашему телу двигается лучик света от одной части к другой. Вот лучик переместился в левую ладошку, затем в правую. Приятное это чувство или нет?
А теперь лучик двигается по правой ноге и забегает под колено. Что вы ощущаете сейчас под коленом?
Когда лучик двигается, прислушивайтесь, что в данный момент «чувствуют» различные части вашего тела. Они напряжены или расслаблены, им тепло или холодно?
Задавайте своему телу вопросы:
– Волосы, как вы чувствуете себя? (пауза) Мои волосы сейчас свободные, наверное, они спокойные.
– Как чувствует себя лоб? (пауза) Мой лоб сейчас немного напряжён, наверное, он сейчас сосредоточился.
– Уши, что с вами сейчас происходит? Что вы чувствуете? (пауза) Мои уши сейчас слегка горят, наверное, они слегка волнуются.
– Что с плечами? Как они двигаются при вдохе и выдохе? (пауза) Мои плечи расслаблены и двигаются спокойно.
– Как вы чувствовали себя во время упражнения?
– Как вы чувствуете себя после упражнения?
– Мы прислушались к своему телу, попытались его понять, разобраться, что чувствует оно. В течение дня мы испытываем разные эмоции: приятные и неприятные. Давайте вспомним, какие эмоции вам приятны?
(ответы детей)
– Попробуйте изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?
Дети изображают на своем лице при помощи мимики радость.
Упражнение «Я радуюсь, когда…» (4 мин)
– А, что такое радость для вас? Сейчас мы с вами будем передавать мяч друг другу и рассказывать, когда мы радуемся. Подумайте хорошенько и получив мяч, закончите предложение «Я радуюсь, когда…»
Каждый ребенок, получив мяч, выполняет задание.
Беседа (6 мин)
– А сейчас представьте, что с вами поступили не справедливо, сказали неприятные слова, отобрали игрушку. Какие чувства вы можете испытывать в этой ситуации?
Когда вы в последний раз обижались?
Приятное ли это чувство?
Что вы обычно делаете, если вы обижаетесь?
Чем можно себе помочь?
Психолог обобщает ответы детей:
– Верно. Вы можете защищать себя, если это возможно; попросить о помощи; поделиться своей бедой с кем-то близким; заняться чем-то интересным; сделать для себя что-то хорошее.
Я вам открою еще один секрет: чтобы обида не мешала дружбе, игре, чтобы вы долго не обижались на своего друга или на маму и папу, нужно рассказать о ней тому, на кого вы обиделись.
Ты обиду не держи,
Поскорее расскажи!
Тогда станет намного легче, и человек, на которого вы обиделись, будет знать, что вам неприятно. Запомнили секрет? Повторите ещё раз.
Ты обиду не держи,
Поскорее расскажи!
Упражнение «Нарисуй свою обиду» (5 мин)
– А на что может быть похожа обида? Вспомните и изобразите свою обиду с помощью пятен и линий – «как рука нарисует».
Дети выполняют задание.
Упражнение «Выброси обиду» (3 мин)
– Приятная, красивая получилась обида на рисунках? Нужно ли сохранять свои обиды, копить их? Почему?
(ответы детей)
– Нельзя долго хранить обиду, иначе она испортит твою жизнь. Ведь обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым. Обида опасна еще и потому, что может вызвать гнев, ненависть и навсегда поссорить близких людей. Нужно уметь прощать.
Предлагаю вам выкинуть свои обиды в мусорное ведро и поиграть.
Игра «Рассмеши застывшую фигуру» (4 мин)
– Давайте поиграем в игру «Смешинка». Для этого нам нужен ведущий – Смешинка. (выбирается Смешинка – любой желающий).
– Это – Смешинка. Все остальные должны «застыть, как замороженные». По моему сигналу Смешинка должен рассмешить «замороженных». Можно делать рожицы, смеяться, кривляться, но нельзя касаться руками «замороженных».
Игра проводится 3 раза. Первый ребёнок, который рассмеётся, становится Смешинкой для продолжения игры.
Рефлексия (2 мин)
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!
Литература
1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Речь, 2005. – 160 с.
2. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6–7 лет: методическое пособие. – М.: Дрофа, ООО «Корпорация «Российский учебник», 2019. – 144 с.
3. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников // Вестник практической психологии образования № 4 (17) октябрь–декабрь, 2008, С.107–112.