Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Домашние животные».
Автор: воспитатель Тихонова И.А., «Детский сад № 305 г. Волгоград»
Цель: закрепление и систематизация знаний детей по теме «Домашние животные».
Задачи:
Активизировать словарь по изучаемой теме;
Совершенствовать грамматический строй речи(образование притяжательных прилагательных, глаголов звукоподражания);
Развивать связную речи;
Формировать общие речевые навыки;
Развивать зрительное внимание, логическое мышление, творческое воображение.
Материалы и оборудование: чудесный мешочек, фигурки домашних животных, предметные картинки по теме, шапочки-маски домашних животных , листы бумаги с раскрасками домашних животных.
Предварительная работа: чтение литературных произведений о домашних животных .
Ход занятия:
Педагог : « Здравствуйте, грустные ребята!(смотрит на реакцию детей). Я что-то не так сказала? Попробую по-другому: Здравствуйте, недружные ребята! Опять не так? Ну тогда: Здравствуйте, ничего не знающие, ребята! Опять не нравятся вам мои слова? А давайте проверим ваши знания ! Сегодня мы поговорим…, а вот о ком мы поговорим вы догадаетесь сами, если правильно отгадаете мои загадки:
«Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?»(свинья).Выставляется фигурка свиньи.
«Кто со мной играет?
Не мычит , не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?»(кошка).Выставляется фигурка кошки.
«Не говорит и не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает?»(собака). Выставляется фигурка собаки.
«Голодна- мычит,
Сыта- жует,
Малым деткам
Молока дает.»(корова) .Выставляется фигурка коровы.
«Шубку теплую в колечках
Носит тихая ….»(овечка).Выставляется фигурка овцы.
Педагог: « Про кого эти загадки? О ком мы сегодня поговорим?»
Дети: « О домашних животных.»
Педагог: «Почему этих животных называют домашними? Каких еще домашних животных вы знаете?»
Дети дают ответы.
Педагог: « Давайте поиграем, кто где живет узнаем! Вы знаете, куда поселяет человек домашних животных?»
Ответы детей: « Корова- в коровнике, лошадь-в конюшне, свинья-в хлеву, собака-в конуре, овца- в хлеву, коза- в хлеву.»
Педагог: « Молодцы! А давайте теперь вспомним, как называют детенышей наших животных?»
Дидактическая игра «Назови детенышей»:
«У овцы-ягненок, у кошки- котенок, у собаки-щенок, у козы- козленок, у свиньи- поросенок, у коровы- теленок, у лошади- жеребенок».(ответы детей).
Педагог: « Вы ,наверное, устали? И поэтому все встали…»
Физминутка «Конь меня в дорогу ждет».
«Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскочу – Не поеду, полечу! Цок, цок, цок, цок. Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.» | Поднимают по очереди то правую, то левую ногу, касаясь носком пола. Качают вправо-влево головой. Руки согнуты в локтях- держатся за воображаемые поводья. Делают пружинку. Машут рукой
|
Педагог: « А теперь послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Путаница»:
«Свинки замяукали,
Кошечки захрюкали,
Собаки замычали,
Коровы зарычали.
Это правильно?»
Дети:" Нет".
Педагог: « Тогда помогите мне, пожалуйста, навести порядок .Я называю животное, а вы говорите, как оно подает голос:
"Свинья-хрюкает
Кошка-мяукает
Собака-лает
Лошадь-ржет
Корова-мычит
Овца-блеет.»
(ответы детей)
Педагог на основе предметных картинок по теме проводит дидактическую игру «Закончи предложение»:
«У кошки голова (чья?)-( ответ ребенка :кошачья)
У собаки хвост (чей?)-собачий
У коровы рога (чьи?)-коровьи
У лошади копыта (чьи?)-лошадиные» и т. д.
Педагог: « А сейчас давайте вспомним сказку К. Ушинского «Спор животных» и разыграем сюжет по ролям, а заодно вспомним какую пользу приносит каждое из домашних животных-героев сказки.
Сказка К. Ушинского «Спор животных»:
«Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.»
Педагог: "Давайте превратимся в героев этой сказки и "поспорим" друг с другом.Хотите?"
(Во время инсценировки дети выбирают роль понравившегося животного и надевают шапочку того героя, чьи слова будут озвучивать)
Педагог «: Вот мы с вами и поговорили о домашних животных, вспомнили, как они голос подают, какую пользу приносят человеку, новые слова продолжали учиться образовывать. Вы очень много знаете об этих животных. Хочу исправить свою ошибку , которую допустила в начале занятия, назвав вас ничего не знающими ребятами и назвать вас всех знатоками и друзьями домашних животных. Вы просто молодцы, прекрасно справились со всеми играми и заданиями!»
Педагог хвалит всех детей за активность на занятии и прекрасно исполненные роли и предлагает детям выбрать и раскрасить то животное, которое им понравилось больше других, забрать свои работы на память о занятии.