Конспект занятия по развитию речи на тему «Посуда» в старшей группе компенсирующей направленности
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Посуда»
Цель: обобщение знаний по теме «Посуда».
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых на изготовлена.
Коррекционно-развивающие:
- уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, маслёнка, солонка, перечница, хлебница, конфетница, салатница, молочник, селёдочница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; фарфоровый, пластмассовая, стеклянный, металлическая, алюминиевая).
- формировать грамматический строй речи (использование существительных в косвенных падежах, употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование качественных прилагательных);
- развивать связную речь (составление предложений, используя слова «я завариваю…»);
- развивать зрительное восприятие, конструктивное мышление, тонкую моторику;
- развивать зрительное восприятие и внимание – умение узнавать предметы в пересекающемся изображении;
- развивать двигательную и зрительную память, умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к посуде;
- воспитывать у детей умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, доска, МИМИО-презентация по теме занятия, «волшебный» сундучок, чашка, кастрюля, карточки с изображением посуды и материалов, из которых она изготовлена, пособия с чайником для дыхательной гимнастики на каждого ребёнка.
Ход НОД
Организационный момент:
Звенит колокольчик, дети собираются на ковре с логопедом, встают в круг.
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё мотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Давайте вместе расскажем сказку про наш язычок:
Артикуляционная гимнастика «Посуда»
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот, однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад и вперёд). Когда тесто было готово, язычок стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка положил вкусное малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг, кто-то постучался в дверь (произнести т-т-т). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щёки), зайка-попрыгайка (пощёлкать язычком), волчок-серый бочок (оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать чаем (чашечка), с пирожками (пирожок).
Основная часть:
Понравилась вам сказка?
Тогда не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!
Вот наш волшебный сундучок
Кто в нём угадайте, загадки разгадайте:
На кухоньке нашей мы варим в ней кашу
Картошку, бульоны, супы, макароны…
Правильно, это кастрюля, как ты догадался?
Я красива и тонка, разукрашены бока
Я гостей встречаю, чаем угощаю…
Точно, это чашка, как ты догадался?
Вот они наши гости, у них неприятности, они всё время ссорятся и не знают почему…
Можем мы помочь им? Как мы это сделаем? Давайте разберёмся, почему они ссорятся! Для чего нужна чашка, это какая посуда? А зачем нужна кастрюля, где её место? Так вот в чём дело! Оказывается, они ничего не знают о том, какая бывает посуда. Давайте расскажем нашим гостям. Гости, в сундучок вернитесь и на нашем экране появитесь!
Дети размещаются перед экраном.
- Упражнение на классификацию посуды. (Один из детей приглашается к доске и распределяет посуду по местам: кухонная, чайная, столовая, комментирует действия полной фразой, остальные дети помогают выполнению задания.)
В конце упражнения логопед уточняет: «Что мы делали? Какая это посуда? Для чего нужна чайная посуда? Когда используют кухонную посуду?»
Но спор наших друзей не только из-за этого. Посуда бывает разная и по материалам, из которых она изготовлена. Давайте чашке и кастрюле расскажем про это!
- Упражнение «Из чего – какой». (Один ребёнок выполняет задание на доске, остальные дети разбиваются на подгруппы, выполняют задание с карточками.) После выполнения задания логопед предлагает детям прокомментировать, что получилось и чётко проговорить относительные прилагательные.
Динамическая пауза – фонопедическое упражнение «Повар Булочка»
Мы поставим в печь пирог и достанем из печи,
Из трубы идёт дымок такой приятный! М-аааааа!
Повар Булочка живёт возле леса, у реки,
Каждый день печёт пирог он ароматный! М-аааааа!
(песенка произносится три раза в разных регистрах: средний, низкий (старший брат), высокий (младший брат).
- Упражнение «Назови ласково». Вот мы и разобрались, почему они ссорятся. Чтобы быть дружными и не ссориться, надо ещё внимательно и ласково друг к другу относиться. Давайте их научим называть друг друга и всю посуду ласково. Вставайте в круг на ковре, покажем, как это умеем делать мы, поиграем с мячиком.
- Упражнение «Какой чай? (вишнёвый, липовый…)». Чашечке и кастрюльке очень понравилось, и чашечка приглашает нас попить чаю, да не простого, а с добавками, а какими, мы узнаем, если составим красивые предложения со словами «Я завариваю …» Садитесь на свои места, и сейчас каждый попробует свои силы в заваривании ароматного чая.
Спасибо чашечке за чай, а кастрюльке, прежде чем отправиться на кухню, хочется узнать, как называется профессия человека, который там работает. Правильно, давайте поиграем в повара.
Живая мнемотаблица «Повар»
Ходит повар в колпаке с поварёшкою в руке,
Он готовит нам обед: кашу, суп и винегрет.
Чистоговорка «Посуда»
Да – да – да – грязная посуда,
Ду – ду – ду – мыть посуду буду.
До – до – до – вот большое блюдо,
Да – да – да – вымыта посуда!
Дыхательное упражнение «Чайник кипит»
Появляется чайник:
Я пыхчу, пыхчу, всё узнать хочу!
Посмотрите, как чайник кипит, давайте его успокоим.
Рефлексия.
Оказывается, он так раскипятился, потому что всё пропустил и хочет узнать, чем сегодня мы с вами занимались. Расскажем ему?
Кто к нам сегодня приходил?
Что у них случилось?
Как мы помогали нашим гостям?
В какие игры играли?
За то, что мы такие молодцы, чайник принёс нам новые интересные игры («Чудо-крестики», «Разрезные картинки»). Логопед благодарит детей и распределяет индивидуальные задания.