Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Я люблю родной язык»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Я люблю родной язык».
Программное содержание:
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти; упражнять детей в придумывании родственных слов.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.
Предварительная работа: беседы о Родине, стране, в которой мы живем, о родном языке, о том, что такое глобус, дидактические игры: «Кузовок», «Один-много», игра «Родные слова», повторение пословиц, разгадывание загадок, чтение стихотворений о родном городе, прослушивание гимна.
Оборудование и материал: фотоматериалы, иллюстрации о родном крае, картинки, колонка.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Воспитатель: -Дети, давайте мы с вами расскажем, какие мы. (Дети стоят на ковре)
Приветствие «Посмотрите вы на нас»!
Посмотрите вы на нас!
(руки в центр круга)
Мы-ребята, добрые!
(руки к себе, большой палец-вверх).
Дружные и смелые,
(обнялись, руки на плечи соседа)!
А еще умелые!
Можем многое мы делать,
(шагаем на месте).
Клеить, резать, шить, плести,
(движение по тексту).
Хорошо себя вести
(обняли себя за плечи).
Посмотрите вы на нас!
(руки в центр круга)
Мы-ребята, добрые!
(руки к себе, большой палец- вверх).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю, отправиться в мир нашего родного языка. Вы согласны? У нас в группе стоит глобус, знаете ли вы дети, что такое глобус?
Дети: Глобус-это маленький макет нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, дети. Глобус еще наш разноцветный. Это, ребята, не просто так! Каждый цвет на глобусе что-то значит.
- Как вы думаете, что обозначают цвета, который есть на глобусе?
Воспитатель: Правильно. Зеленый цвет -это леса и равнины, а как вы думаете, что обозначает голубой цвет?
Дети: Моря, реки, океаны.
Воспитатель: Какие вы молодцы.
-Что же обозначает коричневый цвет, кто мне подскажет?
Дети: горы.
Воспитатель: Совершенно верно, а еще ребята, коричневый цвет обозначает пустыни.
А еще подумайте, что можно увидеть на глобусе?
Дети: Города и страны.
2. Основная часть.
Воспитатель: Давайте, с вами на глобусе найдем нашу Родину. Вы хотите увидеть на глобусе где находится Родина? (Да).
-Дети, а кто знает, как называется наша Родина? (Россия).
Молодцы, правильно ребята.
- А на каком языке мы разговариваем? (на русском языке).
- Для чего нам нужен еще язык? (что бы общаться друг с другом).
-А как вы думаете, люди других национальностей все говорят на русском языке? (нет).
На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них свои обычаи, свой родной язык, на котором учатся говорить с рождения, чтобы общаться, играть, и т.д.
Воспитатель: (рассказывает воспитатель)
До того, когда люди не знали букв (их не придумали), и поэтому не умели писать, они передавали из уст в уста. Уста, в древние времена называли губы.
Дети, в мире много разных национальностей, но многие из них разговаривают на русском языке.
Воспитатель:
А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: Умеем.
Загадки:
1. Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык).
2. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Вам понятным языком. (книга).
Воспитатель:
Дети, вы любите играть в игры? (Да).
Давайте поиграем в игру- хоровод:
Р/и «Положу в кузов – ОК»
Дети двигаются по кругу, проговаривают по очереди: «Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирог - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,…» и т.д.
Д/и «Один- много» (ребенок берет карточку, на ней изображен 1 предмет обуви, отвечает…)
- «Один тапок - много тапок»
- «Одна туфля - много туфлей»
- «Один носок – много носков»
- «Один сапог – много сапог»
Воспитатель: Вы наверное устали? (да) Я предлагаю вам немного прогуляться по родному краю.
Физкультминутка
По родному краю
Дружно мы шагаем. (марш на месте).
Справа от нас - зеленый луг. (повороты)
Слева находится луг.
В таком лесу полно чудес. (руки вверх).
Белка с ветки на ветку скок! (прыжки).
Филин крыльями машет. Ух! (махи руками).
Мы рады ягодам, грибами.
Воспитатель: Отдохнули? (да). Сейчас мы поиграем еще в одну игру, где нужно продолжить пословицу. Я называю начало пословицы, а вы продолжите.
Речевая игра «Закончи пословицу»
- Один в поле не …воин.
-Родина –Мать … умей за нее постоять.
-Язык мой ... враг мой.
- Язык мал …да всем телом владеет.
Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями справились.
Пословицы вы знаете, а вот я предлагаю поиграть еще в одну игру, которая называется «Родные слова». Ребята, в этой игре, я буду задавать вопросы, а вы должны постараться назвать похожие по звучанию и значению слова. Вы готовы? (да).
Игра «Родные слова»
Вопросы: (дети сидят на коврике).
Россия – наша? (Родина)
Мама, папа, бабушки и дедушки – близкие? (Родственники)
Донецкая область мой край? (Родной)
На свет появился - значит? (Родился)
- Правильно. Все эти слова: Родина, родственники, родной, родился - похожи по звучанию и значению.
Они появились от одного главного слова “Род”. И называются – родственные слова.
Все они объединены одним смыслом, одним значение. Поэтому Родину, часто называют матушкой. Ведь нет у человека никого роднее и любимее, чем мама. Родина как мама родная каждому человеку.
Итог занятия.
Воспитатель: У меня в руках волшебное сердечко, давайте каждый из вас скажет, почему и за что он любит свою Родину, свой язык (дети по кругу передают сердечко, и говорят слова признания и любви к своей Родине и своему языку).
Посмотрите, оно засверкало, вот каким сильным может быть слово, поэтому дарите друг другу улыбки, говорите приятные, добрые слова и будьте счастливы!