Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки "Лиса и кувшин"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Гаврилова Евгения Александровна.
Образовательные области: речевое развитие, познание, коммуникация, социализация.
Возрастная группа: старшая группа.
Тема занятия: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Цель: способствовать развитию связной монологической речи посредством знакомства с русской народной сказкой «Лиса и кувшин».
Задачи:
образовательные: совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве опоры сюжетные картинки; организовать процесс словарной работы по тексту для активизации и обогащения словарного запаса детей; развивать умение произносить предложения с разными оттенками интонации (сердито, просительно, ласково).
развивающие: развивать мышление, творческое воображение; развивать связную диалогическую и монологическую речь детей.
воспитательные: воспитывать доброжелательность, искренность, любознательность, интерес к творчеству, эстетически – нравственное отношение к животным.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Кот, дрозд и петух» и др.; беседы по прочитанным сказкам; разучивание физкультминутки; дидактические игры «Доскажи словечко», «Угадай героя»; театрализованные игры «Зеркало», «Пантомима», «Угадай, кто я?».
Оборудование: письмо с пазлами «Лиса» и «Кувшин»; картинки «Серп», «Снопы»; теневой театр; герои по сказке; сюжетные картинки по сказке; раскраски «Кувшин» на каждого ребенка.
1.Организационный момент, начало занятия. Цель: организация внимания детей, настрой детей на активную деятельность. Методы и приемы: проблемная ситуация – письмо с пазлами. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого. Дети охотно отвечают на вопросы и предложения педагога. | Дети входят в группу. Становятся в круг, держась за руки. В: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. В: Ребята, сегодня в группе с утра я обнаружила вот это письмо. Без вас открывать не стала, так как здесь написано: «Ребятам группы № 12». Как вы думаете, что там может быть? Давайте откроем и посмотрим, что же там внутри. Открываем письмо, внутри картинки – пазлы. В.: Ребята, что нам нужно сделать? (собрать целое изображение) Что у нас получилось? (Лиса, кувшин) Как могут быть связаны эти предметы? (варианты ответов) Хотите узнать, что объединяет кувшин и лису? Тогда проходите, присаживайтесь на стульчики, я расскажу вам об этом. | Проблемная ситуация – письмо использовано с целью организации внимания детей. Содержание: выяснение, что находится в письме, определило цель занятия. Результат организационного момента: -дети включились в занятие; -у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему. | |
2. Основная часть занятия. Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и кувшин». Методы и приемы: словарная работа, рассказ воспитателя с помощью теневого театра, игровая ситуация, рассматривание сюжетных картинок, беседа по содержанию сказки. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети проявляют интерес к знакомству с р.н.с., внимательно слушают педагога. Дети, охотно отвечают на вопросы педагога. Некоторые дети отвечают быстро, некоторым воспитатель задаёт дополнительные наводящие вопросы. Все дети целеустремлённо стараются познакомиться с новым произведением. | В.: Ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а вручную с помощью серпа (показать картинку серпа). В.: Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать» - говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Это пора, когда убирали хлеб, называлась «жатва» (показать картинку со снопами) И вот что однажды случилось на жатве… Показ сказки «Лиса и кувшин» с помощью теневого театра. Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: -Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно! Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул. В.: Догадались, что связывает эти два слова? (это название сказки) Правильно, так называется русская народная сказка «Лиса и кувшин». В.: Понравилась ли вам сказка? О чем рассказывается в этой сказке? (О том, как лиса застряла головой в кувшине) В.: Как она попала в кувшин? (Она подобралась к кувшину, сунула в него голову) В.: Как она сначала разговаривала с кувшином? (Ласково…она его просила) В.: Какие слова она говорила? (Кувшинушко, голубчик) А как лиса стала потом говорить? (Сердито, она угрожала кувшину) Какие слова она говорила? («Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю») В.: Чем заканчивается сказка? (Лиса хотела утопить кувшин, но утонула сама) В.: Ребята, существует много сказок, где главная героиня - лиса. А какие сказки знаете вы? («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Кот, дрозд и петух» и др.) В.: Как в сказках называют лису ласково? (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна) А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой). А в нашей сказке она какая? (хитрая, ласковая, сердитая, глупая). В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята, немножко отдохнуть и показать, какая может быть лисичка. У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик) У нее пушистый хвост. (показываем руками сзади «хвост») Шуба рыжая лисы - Несказанной красоты! (поглаживаем себя по плечам, рукам) Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь) Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам) «Я - охотница до птицы, (хватательные движения перед грудью) Кур ловить я мастерица! Как увижу - подкрадусь (ладонь ставим на лоб «козырьком») И тихонько затаюсь, (присесть, сжаться в комок) После прыгну и схвачу - (прыжок вверх) Деткам в норку отнесу!» (сели на свои стульчики) Повторное чтение сказки с показом сюжетных картинок. В.: Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее пересказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином в начале и как после. Выставляется 1 картинка. Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Выставляется 2 картинка. Ходит лиса, головой мотает и говорит: - Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно! Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: - Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю. Выставить 3 картинку. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул. | Дети внимательно слушают воспитателя. Пополняется словарный запас детей. | |
3. Заключительная часть занятия. Цель: совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, используя в качестве наглядной опоры сюжетные картинки; развивать умение произносить предложения с разными оттенками интонации (сердито, просительно, ласково). Методы и приемы: пересказ сказки, анализ проделанной работы вместе с детьми, сюрпризный момент. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Каждый ребенок работает в своем темпе. Дети совместно с воспитателем делают вывод, обсуждают выполненную работу. | Пересказ сказки детьми с помощью сюжетных картинок. В.: Давайте попробуем побыть героями сказки «Лиса и кувшин». Сколько детей нам понадобится для пересказа? (Двое: автор и лиса) Не забываем передавать интонацию, с которой говорила лиса с кувшином. В.: Чем вам понравилась сказка в исполнении….? Как …говорила за лису сначала? А потом? Кто говорил за лису более точно интонационно? В: Молодцы, ребята! С какой русской народной сказкой мы сегодня познакомились? («Лиса и кувшин») В.: Кто главные герои сказки? (Баба и лиса) В.: Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная, глупая) Почему? (лиса не понимала, что утопив кувшин, утонет и сама) В.: Чему нас научила эта сказка? (варианты ответов детей) В.: На память о нашем занятии, я приготовила вам раскраски с изображением кувшина. Дома раскрасите свои кувшины и расскажите родителям сказку, с которой мы сегодня познакомились. Наше занятие подошло к концу. Давайте скажем всем спасибо и попрощаемся с гостями. | Результат заключительной части: дети, отвечая на вопросы воспитателя, анализируют свою деятельность, делают вывод об усвоенном материале. Оценивают свою деятельность, и испытывают радость от результата. |
Кияйкина Наталья Федоровна