Конспект занятия по рисованию в группе комбинированной направленности 6-7 лет на тему «Портрет А. С. Пушкина»
Конспект занятия по рисованию в рамках реализации творческого проекта
«Портретная живопись как средство художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста»
в группе комбинированной направленности 6-7 лет «Радуга»
на тему «Портрет А. С. Пушкина»
Тема: «Портрет А. С. Пушкина».
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о видах изобразительного искусства посредством портретной живописи.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить рисовать портрет.
2. Закреплять умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, соблюдать последовательность, руководствуясь таблицей-алгоритмом.
Развивающие:
3. Развивать у детей интерес к искусству, умение различать и называть жанр живописи (портрет) и профессию деятеля искусства (художник-портретист).
4. Развивать умение передавать в портрете внешнее сходство (цвет глаз, волос).
5. Упражнять в применении разных приемов рисования масляной пастелью (одним (острым) и другим (тупым) концом, плашмя).
Воспитательные:
6. Воспитывать умение получать удовольствие и радость от результатов своего труда, анализировать свою работу и работы сверстников.
Методы и приемы:
- словесные (сюрпризный момент (письмо из Севастополя) с проблемной ситуацией (приглашение участвовать в конкурсе), беседа, вопросы, поощрение, объяснение, любование),
- наглядные (рассматривание репродукции и таблицы),
- практические (работа детей по созданию портретов),
- игровые (игра для пальчиков, превращение).
Предварительная работа:
- Чтение и обсуждение сказок Пушкина, просмотр мультфильмов.
- Рисование по произведениям Пушкина.
- Экскурсии в Сальский музей имени народного художника В. К. Нечитайло.
- Мастер-класс директора музея им. В. К. Нечитайло, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России Василия Александровича Шеховцова по рисованию портрета с натуры.
- Рассматривание репродукций картин знаменитых художников.
- Просмотр презентаций о русских художниках и жанрах живописи с беседами.
- Дидактические игры по изо.
- Создание автопортретов, портретов мам, пап, воспитателя, друзей.
Материалы и оборудование:
- Письмо из детского сада г. Севастополя.
- Репродукция картины О. А. Кипренского «Портрет А. С. Пушкина».
- Таблица-алгоритм рисования портрета А. С. Пушкина.
- Листы бумаги.
- Наборы масляной пастели на каждого ребенка.
- Передвижная, трансформируемая ширма.
- Подписанный конверт с адресом конкурса.
- Музыкальное сопровождение (симфоническая музыка).
Словарная работа: анфас, бакенбарды, радужка, сюртук, художник-портретист, плашмя.
Ход занятия
Мотивация занятия (проводится в ходе беседы на Утреннем круге)
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас новость. Пришло письмо от наших друзей по переписке из детского сада «Морячок» города Севастополя. Они сообщают нам, что готовятся принять участие в Международном конкурсе детского рисунка «Пушкин глазами детей», посвященном великому русскому поэту. И предлагают нам тоже стать участниками этого конкурса. А совсем скоро, 10 февраля, в России отмечается День памяти Пушкина. Что вы думаете по этому поводу?
Дети: И я хочу участвовать.
Я люблю участвовать в конкурсах.
А можно и нам участвовать в этом конкурсе?
Воспитатель: Мне кажется, это суперидея, ребята, отличное предложение! Ну, что ж… Решено! Мы будем участвовать в конкурсе. Все согласны? Дети: Да! Согласны! Воспитатель: Замечательно! Сегодня на занятии будем создавать портреты Пушкина. А какой портрет вы хотите сделать: погрудный или во весь рост?
Дети: Погрудный.
Воспитатель: Что такое погрудный портрет?
Дети: На портрете рисуем лицо, шею, плечи.
Воспитатель: Умница! А в профиль или анфас?
Дети: Анфас. Лицом к смотрящему.
Воспитатель: Отлично! Осталось только решить, чем рисовать?
Дети: Масляной пастелью.
Воспитатель: Почему? Дети: Мне нравится рисовать масляной пастелью. Яркие рисунки получаются. Пастелью лучше рисовать, чем красками.
Воспитатель: Замечательно! Итак, сегодня на занятии вы создадите погрудные портреты Пушкина в анфас масляной пастелью, которые и отправим на конкурс.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, на Утреннем круге мы с вами договорились… о чем? Что мы задумали сделать?
Дети: Нарисовать портреты Пушкина для конкурса.
Воспитатель: А какая картина называется портретом? Дети: Картина, на которой изображен один или несколько человек. Воспитатель: Мы с вами уже не раз создавали портреты. Вспомните, пожалуйста, чьи это были портреты? Дети: Мы рисовали маму, папу, друзей, воспитателя, автопортреты. Воспитатель: Да, портреты людей, которых любим и знаем, как они выглядят. Значит, чтобы изобразить Александра Сергеевича, что нам нужно знать? Дети: Как выглядел Пушкин.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, Пушкин жил двести лет назад. В то время фотографий еще не было. Зато его портретов есть великое множество, все очень разные. А вот прижизненных его портретов известно очень мало, лишь несколько. Но благодаря художнику-портретисту О.А. Кипренскому, который писал портрет с натуры, мы точно знаем, как на самом деле выглядел поэт. Ребята, посмотрите на картину. Пушкин очень любил этот портрет, говорил: «Себя, как в зеркале, я вижу». Портрет А.С. Пушкина, выполненный О. А. Кипренским считается лучшим. Скажите, пожалуйста, в чем отличительные особенности внешности поэта?
Дети: Прическа. Волосы.
Воспитатель: Ребята, какие волосы у Александра Сергеевича?
Дети: Кудрявые, курчавые, вьющиеся, непослушные, темно-коричневые, шатен.
Воспитатель: А еще какая отличительная особенность во внешности, как вы думаете?
Дети: Бакенбарды.
Воспитатель: Конечно. Волосы, растущие от висков по щекам, при выбритом подбородке, называются бакенбарды. Нет усов.
Воспитатель: Обратите внимание на цвет глаз поэта. Они темные или светлые?
Дети: Темные.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на одежду Пушкина: сюртук, шейный платок. 200 лет назад вот такая была мода. В наши дни одежда совсем другая. Теперь хочу вам показать таблицу пошагового рисования портрета. С такими таблицами мы уже работали, но эта особенная таблица, специально для рисования портрета Пушкина.
Дети рассматривают таблицу. Воспитатель: Ребята, не забываем про блики на радужке. Вам предстоит изобразить великого человека, которого знают и любят во всем мире. Надо постараться нарисовать так, чтобы было красиво, аккуратно, чтобы Пушкина все узнали. Уверена, у вас всё получится! Но прежде, чем приступить, предлагаю подготовить руки к рисованию. Девочки и мальчики, пусть разомнутся пальчики!
Физкультминутка (Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане») Ветер по морю гуляет (Руки поднять через стороны вверх) И кораблик подгоняет. (Руки впереди, движения кистями) Он бежит себе в волнах (Сцепить пальцы в замок, волнообразные движения) На раздутых парусах. (Сцепленные руки поднять вверх) Мимо острова крутого, (Присесть, обхватив колени) Мимо города большого. (Встать на носочки, руки вверх, круг руками сверху вниз с растопыренными пальцами) Пушки с пристани палят, (С силой сжимать и разжимать кулаки) Кораблю пристать велят. (Хлопнуть и топнуть на последнем слове)
Воспитатель: Пальцы мы размяли. Пришло время для нашего превращения. Вместе: Вокруг себя ты повернись! Воспитатель: И в юных художников-портретистов превратись! (Руки на пояс, поворот вокруг себя один раз.) Отлично! Юные художники-портретисты, занимаем свои места. Лист советую расположить вертикально. Помним, что время у нас ограничено. Колокольчик нам подскажет, когда заканчивать работу. Мы всё обсудили, можно начинать. Следим за осанкой. А я вам с удовольствием помогу.
Самостоятельная работа детей (музыкальный фон) Во время самостоятельной деятельности воспитатель подходит к детям, помогает, советует, задает вопросы. Звенит колокольчик.
Воспитатель: Ребята, пора заканчивать, осталась пара минут. Готовые работы вывешиваются на магнитной доске.
Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, предлагаю полюбоваться портретами, которые у вас получились. - Чем вы руководствовались при рисовании? - Помогла вам таблица? -Трудности были? -Ты прав, были небольшие сложности. - Получилось передать внешнее сходство (глаза, волосы)? - Какие способы рисования пастелью применяли? острым, тупым концом, плашмя) - Что тебе удалось изобразить лучше, а что не совсем получилось? - А в этой работе что не получилось? - Какая работа тебе понравилась больше всех? Почему? Ребята, я рада, что вы справились! У вас получились красивые и яркие портреты, которые достойны отправиться на конкурс. Конверт я подготовила и подписала (показывает). Сегодня же и отправим наше письмо по почте. А теперь давайте по традиции на память сфотографируемся с портретами! Итак, фото на память!