Тема: «Сила тяги и сила трения»
Возраст: для детей дошкольного возраста (6-7 лет) и детей начальной школы
Цель: Развитие умственной активности, пространственного, логического мышления и навыков программирования заданного поведения модели, творческого мышления и воображения при создании действующих моделей, словарного запаса, конструктивных навыков.
Задачи:
· познакомить детей с понятием «сила тяги» и «сила трения».
· расширять представления о различных машинах, которые могут тянуть тяжелые предметы и их назначении.
· закрепить навыки конструирования, конструировать модель «Робота - тягача», выделяя его функциональные части и принципы его работы.
· закрепить применение коронной передачи на практике;
· обучать основам программирования на базе программного обеспечения wedo 2.0.
· воспитывать умение договариваться, работа в команде (паре), оказывать друг другу помощь.
· воспитывать умение договариваться.
Этап деятельности:
1. Мотивация
Сегодня мы с вами познакомимся с одним очень умным профессором. Зовут его Евгений Евгеньевич Чудаков.
Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики». (см. Приложения "Мотивационный мультфильм")
А вместе со своими друзьями Фиксиками он нам объяснит, что же такое «сила трения» и «сила тяги».
2. Постановка цели. Ключевой вопрос (вопросы).
Рассматривание фотографии «Лошадь тянет телегу с тяжелым грузом».
Рис. 1 "Сила тяги" и "сила трения"
Рис. 1 "Сила тяги" и "сила трения"
Как вы думаете легко лошади везти эту повозку?
Ответы детей
Что ей мешает ехать быстрее?
Ответы детей
3. Совместная работа с детьми (открытие новых знаний, поиск способов деятельности)
Давайте попробуем разобраться, что такое «сила тяги» и «сила трения».
Просмотр отрывка из мультфильма «Сила трения». (см. Приложения)
С силой трения мы разобрались.
1) Что такое трение?
Есть еще вопросы на которые мы не нашли с вами ответы:
2) Как возникает «сила трения»?
3) В каких случаях трение мешает?
4) Почему иногда «силу трения» нужно увеличить?
Разобрать в этом нам помогут Процессор, Бит и Байт, которые живут в каждом компьютере.
Видео ролик «Как возникает трение?» (см. Приложения)
Ответы детей.
Сила трения – это сила, с которой тело сопротивляется движению. Сила трения всегда направлена в сторону, противоположную движению.
А что же такое сила тяги?
Ответы детей.
Давайте рассмотрим примеры силы тяги из нашей жизни. (Рис. 2)
Рис. 2 Примеры "силы тяги"
(катание на санках, перетягивание каната, ловля рыбы и т.д.)
Силой тяги при рассмотрении транспортных средств называют внешнюю силу, которую необходимо реализовать при помощи машины или механизма для перемещения груза. (Рис. 3)
Рис. 3 Примеры "силы тяги"
Приведите свои примеры «силы тяги».
Ответы детей.
Само по себе понятие «сила тяги» имеет смысл только применительно к какому-нибудь транспортному средству, к примеру, говорят о силе тяги автомобиля, самолета, лошади, тянущей сани.
Тяга - тянущая, движущая сила.
5) Что произойдёт, если сила тяги в одном направлении превышает силу трения в другом?
Ответы детей.
4. Самостоятельная работа детей
Повторение «Техника безопасности при работе с мелкими деталями конструктора лего, работе с планшетами и электронными компонентами набора»
Работа с ПО wedo 2.0.
Сборка модели:
1 часть - конструирование «Робота - тягача» по схеме.
2 часть - конструирование по фотографии с различных ракурсов.
3 часть – подготовка к программированию, рассматривание и повторение основных программных задач, и их назначения.
Обсуждение: Какие передачи используются в данной модели?
Ответы детей
4 часть – исследование возможностей модели, перетягивание грузов различной тяжести.
*Конические шестерни имеют форму конуса. При их соединении получается коническая зубчатая передача.
Данные колеса могут передавать мощность между валами при разных углах, но наиболее распространенным типом конической передачи является передача с углом 90 градусов. (рис.4)
Рис. 4 Коническая зубчатая передача
«Виды передач, используемые в модели»
Рис. 4 Коническая зубчатая передача
5. Рефлексия (это подведение итогов, обсуждение результатов)
- Ребята, что мы с вами сегодня конструировали? Что вам понравилось больше всего? Что новое вы узнали? Что было самым трудным (простым)? Что помогало роботу перетягивать тяжелые предметы? (Ответы детей)
Рис. 5 Рефлексия «Дерево эмоций»
(если ребенок выбирает грустное яблоко нужно узнать, почему он сделал такой выбор)
Рис. 5 Рефлексия «Дерево эмоций»
Приложение 1
MP4 / 22.76 Мб
Приложение 2
MP4 / 40.57 Мб
Приложение 3
MP4 / 33.94 Мб
Сопровождение к занятию
PPTX / 3.47 Мб