12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарышева Жанна Вячеславовна51
6

Конспект занятия по Теме: «Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы по теме «Лето».

Шарышева Жанна Вячеславовна,

Учитель-логопед МБДОУ д/с№301,г.Самара

Конспект занятия по развитию речи

дошкольников с ОНР

(Старшая подготовительная группа)

Тема: «Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы по теме «Лето».

Цель: Развивать связную речь детей.

Образовательные задачи:

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Лето» Совершенствовать навык слогового анализа слов. Учить образовывать существительные, состоящие из двух основ, обозначающие различные профессии людей. Учить составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать диалогическую речь, развивать чувство ритма, мышление, память, координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение и благодарность к людям и их труду, профессии которых связаны с окружающим миром.

Оборудование:

Текст стихотворения А. Екимова «Лето», тексты загадок Л.Кузьмин (солнышко), А. Ларин (радуга), Ю.Чичёв (лето). Набор опорных картинок для рассказа по теме: «Лето». Набор предметных картинок (рыболов, пчеловод, садовод, верхолаз, водолаз), 4 мнемотаблицы.

Предварительная работа:

Прогулки по паркам, скверам летом, наблюдение за природой в лесу.

Чтение стихотворения А. Екимова «Лето»,

Е. Трутнёва «Когда это бывает?»,

Разучивание загадок про лето с использованием мнемотехники. Рассматривание картины «Лето в лесу», «После дождя».

Организация сюжетно-ролевой игры «Садоводы»

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие диалогической речи.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие (упражнение «Доброе утро» дети стоят в кругу и передают друг другу мяч со словами «Доброе утро Вася… Петя…»), и предлагает детям занять места за столом.

Логопед. Прослушайте стихотворение «Когда это бывает?»

Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок-

Не поймёшь где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака. (Летом)

Назовите характерные признаки лета. Какая погода летом? Что происходит в природе? Какие листья на деревьях? Что можно увидеть в лесу? Что делают лесные животные? В саду и на дачах что растёт? Как люди трудятся? и т.д.

2. Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц , заготовленных заранее совместно с детьми.

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост-

Я б достал рукой до звёзд!

(радуга)

А.Ларин

Колобок, колобок,

Золотистый бок,

За ёлки нырнул,

Там крепко заснул.

А к утру проснулся-

На весь мир

улыбнулся!

(солнышко)

Л.Кузьмин

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчёлки на цветке…

Как зовётся время это?

Угадать не трудно!..

(лето)

Ю. Чичёв

3. Игра «Угадай цветок»

По лепесткам на картинки дети угадывают цветы. Называют какие они? (полевые или луговые? Садовые или лесные?)

Посчитай цветы по два и по пять (согласование числительных с существительным). Например, две ромашки и пять ромашек. Два колокольчика и пять колокольчиков. Два одуванчика и пять одуванчиков и т.д..

4. Дидактическая игра « Эхо»

Логопед: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать как эхо отражённо в другое местечко леса». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают односложные, двусложные, трехсложные слова, подбирая их по степени трудности (лес, сад, лесок, цветок, цветник, лесной, лесничий, садик, садовый, садовод, гриб, грибок, грибные, грибник).

5. Разучивание стихотворения «Лето» А. Екимова с помощью мнемотаблицы

Старый тополь у крылечка,

Луг в ромашках недалечко,

Грозы, ливни, рожь в цвету,

Мёдом пахнет за версту.

В тёмной чаще за делянкой

Пень тропинки сторожит.

Земляничная полянка

Красным солнышком лежит.

Словарная работа: В этом тексте были сложные слова. Может кто - то знает, что они означают.

Верста - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям. Расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Верста от слова «вертеть» (Показ слайда на компьютере).

Делянка – участок земли (леса), выделенный для обработки, вырубки.

Недалечко – близко по расстоянию, недалеко.

Беседа по содержанию текста

6. Подвижная игра « Гусеница»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения

Этот странный дом без окон (Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль

У людей зовётся «кокон» туловища, ногами в центр круга.)



Свив на ветке этот дом, (Переворачиваются на левый бочок,

подкладывают ладонь под щёчку.)

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются на другой бочок, руки под щёчку)

Но зима промчалась мимо – (Переворачиваются на спину, потягиваются лёжа.)

Март, апрель, капель, весна… (Медленно садятся.)

Просыпайся, соня - сонюшка! (Потягиваются сидя.)

Под весенним ярким солнышком (Встают, потягиваются стоя.)

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она! (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)

В.Егоров

7. Составление описательного рассказа «Лето» по опорным картинкам и с помощью мнемотаблицы.

Рассказ: «Летом ярко светит солнце. На улице очень жарко. Листья и трава зелёные. В лесу и на огороде спеет ягода, цветут цветы. Можно увидеть разных насекомых. Птицы и животные растят своих детёнышей. Летом бывают грозы, молния, идут тёплые дожди. Поспевает на полях рожь и пшеница. Летом можно много купаться и загорать. В саду люди выращивают овощи и фрукты.»

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем повторяют все вместе самостоятельно пересказ текста с помощью опорных картин и мнемотаблицы.

8. Игра « Собери слово»

Работа по предметным картинкам. Слова: «сад» и «вод» - «садовод»

«пчела» и «вод» - «пчеловод», «рыба» и «лов»- «рыболов»,

«лес» и «руб» - «лесоруб», «верх» и «лаз» - «верхолаз». Составление слов из двух основ, значение слов.

9. Упражнение на развитие слухового внимания и элементарных математических представлений «Будь внимательным»

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

В. Волина

На ромашке - две букашки,

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке – никого.

Сколько было их всего?

10. Повторение составления рассказа «Лето» с помощью мнемотаблицы. Самостоятельно 3-5 человек рассказывают.

Логопед: Молодцы ребята, вы составили хорошие рассказы. Какие вы знаете летние месяцы? Какое время года наступит после лета?​​​​​​​













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.