Конспект занятия по теме «Зима. Дифференциация звуков С-Ш на слух и в произношении»

0
0
Материал опубликован 18 March 2017 в группе

Конспект занятия по теме:

«Зима. Дифференциация звуков С-Ш на слух и в произношении»

( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)

Цель: автоматизация звука Ш, дифференциация звуков С, Ш

Задачи:

Коррекционно-развивающие

Корригировать произношение звука Ш

Корригировать речевое дыхание

Корригировать и развивать слуховое восприятие

Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук

Развивать внимание, память, логическое мышление

Образовательные

Научить различать на слух и в произношении звуки С-Ш

Уточнить и расширить словарь по темам «Зима. Приметы зимы», «Зимняя одежда, головные уборы»

Формировать первоначальные навыки чтения прямых слогов.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям

Здоровьесберегающие

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

соблюдать правильную посадку ребенка;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим охраны зрения;

чередовать статические и динамические задания

Оборудование:

- пиктограммы эмоций (радость, удивление, обида, зажмуривание),

- сюжетная картина «Зима» (пособие «РАЗВИТИЕ РЕЧИ детей 2-4 лет. ЗИМА.»)

- предметные картинки: шторы, штопор, штанга, шпага, шкатулка, шнурки, шлепанцы, шляпа, шлем; картинки: снежинка, санки, снеговик, сосулька; шапка, шуба, шарф, варежки.

- елка и снежинки

- предметные картинки: шаль, шуба, шапка, штаны, варежки, шарф, шорты, свитер, трусы, джинсы, блузка, костюм, носки, галстук, сарафан, бескозырка.

- пособие для игрового упражнения «Забираемся на горку»

- таблица для зрительной гимнастики «Разноцветные снежинки»

- снежинки с буквами С,Ш

- сюжетная картина «Зимние забавы»

Ход занятия.

Этапы и виды

работы на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Орг. момент:

психогимнастика

Педагог предлагает посмотреть на картинку, послушать стихотворение и изобразить настроение детей с опорой на пиктограммы эмоциональных состояний:

Рада, рада детвора

Выпал белый снег с утра! (предъявляется пиктограмма с эмоцией «Радость»)

Все вокруг белым-бело

Сугробы снега намело.

(«Удивление»)

Лед на лужицах блестит

Так, что глазки нам слепит.

А на улице мороз –

Может отморозить нос.

 

 

 

 

Ребенок изображает радость

 

Ребенок изображает удивление

Ребенок зажмуривает глаза

 

Ребенок делает печальное лицо.

1.Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет задание по теме «Автоматизация звука Ш словах со стечением согласных»:

а) Просит назвать картинки: шторы, штопор, штанга, шпага, шкатулка, шнурки, шлепанцы, шляпа, шлем.

б) Составить предложения по трем любым картинкам.

Ребенок называет картинки, составляет предложения

 

2. Актуализация знаний.

Д.И. «Украсим елочку»

Педагог предлагает ребенку украсить елочку снежинками и уславливается с ним, что поместить на елку снежинку можно, назвав примету зимы. При затруднении ребенку предлагается сюжетная картина «Зимние забавы», задаются наводящие вопросы.

Солнышко светит, но не греет. На улице сильный мороз.

Ночь длиннее, а день короче.

На улице выпал белый пушистый снег, с крыш домов свисают сосульки

На улице метет сильная метель.

На реках лед, на дороге гололед.

Люди одеваются в зимнюю одежду

Зимние забавы людей

Ребенок называет приметы зимы и украшает елку снежинками:

 

3. Изучение и усвоение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Дыхательное упражнение «Вьюга»

Д.И. «Разберем в шкафу одежду»

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся на прогулку, где будут учиться различать звуки. А с какими звуками они будут играть, ребенок попробует догадаться сам, рассмотрев и назвав картинки:

- Снежинка, санки, снеговик, сосулька

- шапка, шуба, шарф, варежки

Педагог спрашивает, чья песенка слышна в словах каждой группы.

Педагог предлагает изобразить вьюгу – сдуть снежинки с елки, контролируя правильность вдоха и выдоха.

Педагог предлагает прислушаться и услышать, как «свистят» снежинки во время вьюги: ССС_____ , а затем и самому произнести этот звук.

Педагог предлагает представить, как шуршать санки, катящиеся по снегу: ШШШ___________, а затем и самому произнести этот звук.

Педагог предлагает ребенку разобрать картинки с изображением предметов одежды, головных уборов, в названии которых слышатся звуки С и Ш, разложив их в разные ящички: шаль, шуба, шапка, штаны, варежки, шарф, шорты, рубашка, свитер, трусы, джинсы, блузка, костюм, носки, галстук, сарафан, бескозырка.

 

 

Ребенок называет картинки в первой группе и определяет, какой звук слышится в каждом слове-названии картинки. Называет песенку – песенка водички. Вспоминает, как правильно произносится звук С, находит профиль артикуляции этого звука.

Ребенок называет картинки во второй группе и определяет, какой звук слышится в каждом слове-названии картинки. Называет песенку – песенка змеи.

Вспоминает, как правильно произносится звук Ш, находит профиль артикуляции этого звука.

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок произносит звук С, ведя пальчиком по дорожке, стараясь как можно дольше «свистеть».

Ребенок произносит звук Ш, продергивая между указательным и большим пальцем правой руки шнурок, стараясь, чтобы «шипения» хватило на всю «дорожку».

Ребенок выполняет задание.

 

4. Закрепление изученного материала

Д.И. «Собираемся на прогулку»

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Динамическая пауза «Солнце землю греет слабо»

Игровое упражнение «Забираемся на горку»

 

 

 

 

Знакомство с буквой Ш.

Зрительная гимнастика.

 

 

 

«Жмурки».

 

«Разноцветные снежинки»

 

 

 

 

 

 

 

II. 5.Контроль знаний.

Д.И. «Подарим детям снежинки»

Д.И. «Угадай, кто где»

Педагог предлагает назвать только те предметы одежды, которые ребенок наденет на прогулку.

Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

 

Педагог предлагает ребенку выполнить упражнение на координацию речи и движения

 

 

 

 

Педагог предлагает покататься с горки, но сообщает, что сначала нужно на нее взобраться. Помогать забираться на ступеньки будут слова, которые нужно повторить, правильно произнося звуки С и Ш: Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, спешка, шелест, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, сынишка, пастушок, машинист.

Педагог обращает внимание ребенка, что наверху горы их дожидается буквы, которые обозначают звуки С, Ш.

Буква С сидит на санках, а буква Ш – на ватрушке. Педагог предлагает скатиться с горы сначала на санках и прочитать слоги с данной буквой, а затем на ватрушке и прочитать слоги с буквой Ш.

 

Педагог предлагает зажмуриться, открыть глаза, отыскать среди других буквы С, Ш.

Педагог читает стишок:

Разноцветные снежинки

Словно легкие пушинки

Вьются над землей, кружат,

Поиграть с тобой хотят.

Педагог предлагает ребенку переводить взгляд с одной снежинки на другую, слушая внимательно последовательность:

Синяя снежинка - красная снежинка…

Педагог говорит ребенку, что на улице гуляет много детей и им было бы очень приятно получить в подарок снежинку с буквой. Предлагает ребенку послушать имена детей и выбрать, какую из снежинок можно подарить тому или иному ребенку. Задает наводящий вопрос: Мише можно подарить снежинку с буквой С или Ш?

Педагог предлагает ребенку угадать, как зовут детей, послушав, какая у них одежда.

У Светы - синяя шапка.

У Славы - красный шарф

У Паши - синие варежки

У Маши - серая шубка

У Миши - синие штаны

У Оксаны - сиреневая шапка.

Ребенок называет слова со звуками С, Ш контролируя их правильное произношение.

 

Ребенок выполняет упражнение.

Ребенок выполняет упражнение совместно с педагогом.

 

 

Ребенок повторяет слова и «взбирается» на горку.

 

 

 

 

Ребенок читает слоги СА, СО, СУ, СЫ, ША, ШО, ШУ, ШИ.

 

 

 

 

Ребенок выполняет задание

Ребенок водит глазами вверх-вниз, вправо – влево и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок дарит снежинки детям.

 

 

Ребенок показывает на детей, повторяя, какая у них одежда, пользуясь образцом педагога. Это Света. У нее синяя шапка.

1.

Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, где он побывал на занятии и какие звуки он учился различать.

Спрашивает, как правильно нужно произносить эти звуки.

Педагог оценивает работу ребенка, отмечая все положительные моменты и дарит ему снежинки с буквами С, Ш.

Ребенок называет звуки.

 

Ребенок уточняет правильную артикуляцию звуков.

Домашнее задание

Педагог предлагает ребенку задание по пройденной теме:

- послушать стихотворение, найти в нем слова со звуками С, Ш

- выучить стихотворение со звуками С, Ш:

Я сам надену шапку,

Я сам надену шубу,

И шарфик тоже теплый

Надеть не позабуду.

И варежки надену,

и теплые штаны,

И зимние морозы,

Тогда мне не страшны.

- нарисовать картинки, в названии которых есть звуки С, Ш

Ребенок получает домашнее задание.

Приложения

Речевой материал.

Психогимнастика

Рада, рада детвора

Выпал белый снег с утра! («Радость»)

Все вокруг белым-бело

Сугробы снега намело. («Удивление»)

Лед на лужицах блестит

Так, что глазки нам слепит. («Зажмуривание)

А на улице мороз –

Может отморозить нос. («Печаль»)

Речевой матерниал для автоматизации звука Ш - слова со стечением согласных:

- шторы, штопор, штанга, шпага, шкатулка, шнурки, шлепанцы, шляпа, шлем.

Речевой материал для дифференциации звуков С-Ш

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, спешка, шелест, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, сынишка, пастушок, машинист.

Речевой материал для дифференциации звуков Ш-С в предложениях:

У Светы - синяя шапка.

У Славы - красный шарф

У Паши - синие варежки

У Маши - серая шубка

У Миши - синие штаны

У Оксаны - сиреневая шапка.

Речевой материал для автоматизации звука Ш и дифференциации звуков С-Ш, активизации словарного запаса по теме «Зимняя одежда, головные уборы». Адаптированное стихотворение Е. Горбовской:

Я сам надену шапку,

Я сам надену шубу,

Свой шарфик очень теплый

Надеть не позабуду.

И варежки надену,

и теплые штаны,

И сильные морозы,

Тогда мне не страшны.

Пальчиковая гимнастика «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы на обеих руках)

Выпал снег, идем гулять. (Волнообразные движения руками сверху –вниз,)

Ты нас, мама, не ищи, (Поочередное касание одинаковых пальцев обеих рук

начиная с больших,)

Горку строить будем мы. (Концы пальцев обеих рук соединить под прямым

углом,)

Горку не простую (Соединить ладони вместе)

Горку ледяную, (Концы пальцев обеих рук соединить под прямым

углом, затем сжать пальцы в кулак)

Будем очень мы стараться, (Сжать руки в кулаки, большие пальцы поднять

вверх.)

Чтоб потом на ней кататься. (Правой рукой погладить тыльную сторону левой

руки.)

Динамическая пауза

Солнце землю греет слабо, руки вверх и вниз

По ногам трещит мороз. руки на пояс, наклоны

Во дворе у снежной бабы повороты вокруг себя

Побелел морковный нос. показывают на нос

В речке стала вдруг вода, прыжки на месте

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится, кружится вокруг себя

Заметает все кругом имитация движениями рук

Белоснежным серебром.

Иллюстрации.

 

Предметные картинки:

И. А. Лебедева Тайны шипящих звуков. Курс коррекции произношения звуков Ш,Ж, Ч,Щ

Сюжетная картина для Д.И. «Угадай, кто где»

Таблица для зрительных упражнений «Разноцветные снежинки»

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.