Конспект занятия по внеурочной деятельности «Сказкотерапия» по теме «Выделение персонажей в русской народной сказке Репка»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стерлибашевская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Сказкотерапия»
Тема: Выделение персонажей в русской народной сказке «Репка»
Аллагулова Розалия Шарифулловна
учитель начальных классов
Технологическая карта тематического занятия.
Цель | Развитие творческих умений в речевой, театрально-игровой деятельности. |
Задачи | образовательные: формировать умения показывать и называть персонажей сказки, формировать навыки счета при работе над сказкой; обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов деятельности. коррекционно-развивающие: корригировать слуховое и зрительное восприятие; развивать внимание, память, мышление, двигательную активность, выразительность и темп речи, мелкую моторику рук; воспитательные: формировать познавательный интерес, желание учиться; воспитывать трудолюбие, желание помогать друг другу. |
Планируемые результаты | Предметные УУД: научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки. Личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства сказки при восприятии образов героев сказки; умеют оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; Регулятивные УУД: принимают позиции слушателя, персонажа в соответствии с учебной задачей; Познавательные УУД: выделяют события, видят их последовательность в произведении; Коммуникативные УУД: проявляют интерес к общению на уроке. |
Основные понятия | Дед, бабка, внучка, репка, порядок, дружба |
Оборудование | Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», персонажи сказки «Репка», раскраски, мультфильм «Репка», аудиозапись голоса персонажей сказки, песок, лабиринт |
Здоровьесберегающие технологии | Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке: артикуляционная гимнастика «Часики»; работа с песком; физкультминутка «Ходит Жучка по дорожке»; гимнастика для глаз «Репка»; релаксация; рефлексия. |
Организация пространства: фронтальная | |||
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые БУД |
1.Организационный этап. Цель: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу. Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач. | Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом и со мной (звучит музыка Е. Крылатова к русской народной сказке «Репка»). | Дети протягивают руку в центр круга. Качая руки вверх и вниз, дети произносят слова «Здравствуй, здравствуй, не зевай, мне ладошку подавай». В конце фразы нужно выбрать себе партнёра и притянуть его за руку к себе. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, доброжелательного отношения друг к другу. |
| | | |
На этом уроке мы с вами будем говорить (артикуляционное упражнение – «Часики», смотреть (упражнение для глаз), играть (пальчиковая гимнастика) и раскрашивать. | Ребята выполняют упражнения. | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, правильно выполнять инструкции учителя. | |
2. Этап мотивации и актуализации знаний. | -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть станет тепло от ваших улыбок как от солнечных лучей. -Скажите, кому нужны солнечные лучи? Что не растет без солнечного тепла? -Перед вами корзинка с овощами. Вы узнаете эти овощи? Подходите, выберите овощ и называйте его (капуста, помидор, морковь, свекла и репка) - Этот овощ непростой Наш сегодняшний герой. -Мы продолжаем путешествие по миру сказок и сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Репка». | Обучающиеся отвечают на вопросы, рассуждают. Выбирают овощи и называют их. | Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную и мыслительную. |
3. Открытие обучающимися новых знаний Цель: повышение заинтересованности обучающихся, динамичности. Создание ситуации успеха на уроке, вовлечение ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач. | Просмотр мультфильма «Репка» | | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. |
-Ребята, давайте повторим, какие персонажи есть в сказке. Гимнастика для пальцев (этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик внучка, этот пальчик Жучка, этот пальчик кошка, куда спряталась мышка (раскрывают пальцы другой руки ) а вот она. | Дети выполняют движения вместе с учителем | | |
-Игра «Назови героев сказки» (в песке спрятаны персонажи сказки) -Ребята, теперь мы с вами поиграем в сказку. -Кто спрятался в волшебном песке? | Обучающиеся находят и называют героев сказки, рассматривают шаблоны героев. | Познавательные: Формирование умения называть персонажей, устанавливать связи между героями и определять последовательность и порядок выхода героев сказки. | |
-Вы бывали в кукольном театре? Мы покажем представление по сказке «Репка». Инсценирование сказки. -Кто посадил репку? -Кого позвал дед? (бабушка, внучка, Жучка, кошка) Учитель по наводящим вопросам активизирует детей на инсценирование сказки. | Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя, выбирают подходящие шаблоны героев и выполняют действия с персонажами на ширме кукольного театра | ||
4. Физкультминутка «Ходит Жучка по дорожке». | -Какие животные есть в этой сказке? Давайте с ними поиграем. Ходит Жучка по дорожке Гав-гав, ырррр. Кошка ходит по дорожке Мур-мур, мяу. Мышка ходит по дорожке Ой-ой-ой, руки прочь. | Учащиеся выполняют движения и имитируют звуки животного: -руки вытягивают вперед и пальцами поочередно изображают бег собаки, имитируют лай, рычанье -поглаживают руки, имитируют мурлыканье кошки - пощипывают руки, а потом встряхивают пальчики. | Регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную и мыслительную |
5. Развитие графомоторных навыков. Развитие мелкой моторики. Цель: повторить навыки работы обводки, штриховки и раскрашивания. | Работа по лабиринту. -Помогите героям сказки найти дорожку к репке. | Ребята двигают фигурками персонажей по лабиринту. | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. |
-Давайте нарисуем репку. Какие цвета выбираем. Сама репка желтая, а листья желтые. | Обводка, штрихование и раскрашивание «репки» (дифференциация задания) | | |
6. Гимнастика для глаз. Цель: релаксация, предупреждение утомляемости. | -Я буду двигать репкой вправо, влево, вниз, вверх, а вы ее не теряйте. Следите глазами за ней. | Обучающиеся выполняют движение глазами под музыку сказки. | Регулятивные: Закрепить умение правильно выполнять движение глазами. |
7. Практическая деятельность по изучению нового материала | «Кто это говорит?» -Ребята, прослушайте и скажите, кто это говорит? | Обучающиеся слушают аудиозапись сказки и определяют персонажей на слух. | Познавательные: открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи. |
8. Рефлексия: Подвижная игра «Репка - репонька» Цель: закрепить полученные знания, умения и навыки. Подведение итогов занятия. Цель: сообщение результатов решения учебных задач. | Давайте встанем в хоровод и поиграем: Репка-репонька, Расти, расти крепенька. Ни мала, ни велика, До мышиного хвоста. Да! Наши герои репку вытянули только благодаря дружбе. Они любят труд, поэтому, ребята, помогайте своим родителям в огороде, по дому. Вместе работу выполнить легче, нужно только попросить о помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку). -Ребята, какое у вас настроение? Давайте подарим наше хорошее настроение друг другу. Вы молодцы! | Обучающиеся выполняют движения за учителем. Дети идут по кругу, взявшись за руки опускают руки вниз, поднимают вверх разводят руки в стороны Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет. Отвечают на вопросы. Дети сдувают настроение с ладошки. | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко говорить, правильно координировать движения пальцев рук. Регулятивные: осуществлять самооценку при выполнении учебного задания. Личностные: установка на доброжелательное отношение к другим. |