Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия
с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы
Задачи:
- Развивать произвольное внимание;
- Формировать умение определять эмоциональное состояние по картинке и эмоционального состояния сидящего напротив человека;
- Развивать навыки адекватного взаимодействия;
- Способствовать гармонизации эмоционального состояния;
- Развивать мыслительные операции, умение быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции с первого раза.
- Разввать навыки межличностного общения, умение определять эмоциональное состояние.
Оборудование: цветные ленточки( по числу детей), развивающие карточки «Эмоции», фотографийи с различным настроением,карточки-половинки, мяч,
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение «Поздороваемся»
Ребята заходят. Берут за кончик цветную ленточку. Все ленточки держит педагог. Первый здоровается педагог. Затем ребята поворачиваются друг к другу. Называют имя и говорят добрый день. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
. Сегодня мы с вами продолжим разговор об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
Чтение стихотворения.
Настроение
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо...
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
Основная часть занятия
Интеллектуальная разминка
Педагог: А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку.
Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий.
Поняли задание? (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный
Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.
Что же такое эмоции?
- Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.
- Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью.
Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!
Какие бывают эмоции?
- положительные и отрицательные. Они помогают человеку регулировать своё поведение.
- Где выражаются эмоции? (на лице)
- При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)
- Верно, т.е. при помощи мимики лица.
- А ещё при помощи чего? (при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений)
Ребята,давайте с вами поиграем в игру «Я радуюсь, грущу, злюсь, удивляюсь, когда…»
Педагог называет по имени одного из детей бросает ему мячик и просит, например, сказать, когда он радуется?». Ребенок должен поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда…». Далее педагог бросает мячик следующему ребенку и просит рассказать, когда он грустит и т. д.
«Найди пару»
На ковре раскладываются фишки –смайлики с изображением разных эмоций, детям предлагается найти одинаковые и назвать эмоцию и изобразить её.
Физкультминутка.
Мы здоровыми растём,
Вместе с солнышком встаём!
Для здоровья, настроенья,
Выполняем упражненья:
Руки вверх, на пояс, вниз.
Потянись!
Улыбнись!
То присели, то нагнулись,
И опять же улыбнулись!
А теперь, давайте поиграем:
«Угадай настроение»
Дети становятся в круг, педагог просит показать их какую-либо эмоцию (радость, печаль, тоску, грусть и так далее).
« Собери эмоцию» радость, грусть, удивление.
Ребята, сейчас я каждому из вас раздам половинки карточек с изображениями различных эмоций. Вы под музыку будете свободно передвигаться по ковру, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, вы должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.
Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?
Заключительная часть
Давайте сядем за столы и нарисуем свое настроение.
«Рисуем настроение»
Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас». Каждый рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети рассматривают рисунки и обсуждают, какое настроение пытался передать автор.