Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» (1 класс)
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
428014, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ашмарина, д.15,
Конспект тематического занятия:
(общеинтеллектуальное направление).
Тема: «Путешествие в страну здоровья».
проведённого в 1 классе.
Выполнила: Пантелеймонова Наталия Викторовна, воспитатель I квалификационной категории.
Внеурочная деятельность ЗОЖ в 1 классе
на тему «Путешествие в страну Здоровья».
Цели: ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; научить приемам снятия напряжения глаз; пропагандировать здоровый образ жизни.
Программное содержание:
Воспитательные задачи: Формировать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни; потребность в положительных привычках. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Развивающие задачи: Развивать внимание, познавательный интерес к изучению своего здоровья, мыслительную активность, воображение детей. Развивать эмоционально-волевую сферу, вызвать положительные эмоции. Развивать у детей потребность в активной деятельности.
Образовательные задачи: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддерживать чистоту тела, продуктов, помещений. Обогатить знания детей о пользе овощей и фруктов. Систематизировать представления детей о здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни. Закрепить знания детей о предметах личной гигиены. Закрепить знания о полезных привычках, которые помогают сохранять здоровье. Упражнять в отгадывании загадок о предметах, сохраняющих наше здоровье. Уточнить знания детей о витаминах, пословицах и поговорках о здоровье. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать коммуникативные умения и навыки. Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, мышление, память и внимание. Развитие общей и мелкой моторики. Самомассаж лица и частей тела. Коррекция и профилактика заболеваний органов зрения.
Оборудование: 1. Слайдовая презентация.
2. У каждого ребенка своя индивидуальная зубная щетка, паста;
3. Памятка правил сохранения здоровых зубов.
Использование здоровье сберегающих технологий в ходе занятия:
1.Физкультминутка «Автобус».
2. Оздоровительная минутка: «Массаж».
3. Практикум «Чистка зубов». (Дети имитируют чистку зубов).
4. Физкультминутка: «Мы чистим, чистим зубы». (Выполняют движения по тексту стихотворения).
5. «Поглядело солнце вправо», «Мы пойдем сначала вправо». Выполняют любую подвижную, танцевальную физкультминутку.
6. Зарядка для глаз.
7. Клуб «Закаливания»: - пантомима
Ход занятия:
Получен от природы дар -
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз -
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сама - и вам расскажу.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Посмотрите на экран, как называется страна, в которую мы попадем? (Она называется страна Здоровья). СЛАЙД № 1.
Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта. Угадайте, на чем мы отправимся путешествовать. Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус).
Вот на таком веселом автобусе мы с вами и отправимся в путешествие. СЛАЙД № 2.
Занимайте места, отъезжаем.
Физкультминутка " Автобус"
Мы в автобус дружно сели, (Приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль».)
Первая станция - Руки. СЛАЙД №3.
Жили - были две руки правая и левая. Левая была чистюля, потому что ничего не делала и не умела делать, а правая - грязнуля, потому что все время работала и помыться ей было некогда. Пошли они как - то раз в гости. Сели за стол и начали кушать и пить. Левая рука была чистая и кушала чистыми руками, а правая была грязная и ела грязной рукой. А живот у них был один на двоих. И он заболел сильно, сильно. А левая рука говорит правой руке: «Ах, ты такая сякая ела грязной рукой и наш животик заболел. Пришел доктор Неболейкин, вылечил животик и говорит: «Надо руки мыть - тогда животик не будет болеть». Теперь руки подружились и ходят чистенькие и ухоженные.
Нужно строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мойте руки с мылом теплой водой. Если кожа рук сухая, то обязательно смажьте их кремом.
Оздоровительная минутка: «Массаж». СЛАЙД №4.
Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке.
То же сделайте с правой рукой.
Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,
указательного - улучшает работу желудка,
среднего - кишечника и позвоночника,
безымянного - печени,
мизинец помогает работе сердца (Массаж).
Уход за ногтями.
Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.
Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах - раз в 2-3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать йодом. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление.
Поехали на следующую станцию.
Физкультминутка " Автобус" СЛАЙД №5.
Мы в автобус дружно сели, (Приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль».)
Следующая станция - Зубы. СЛАЙД №6.
Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю.
О чем эти загадки? (О зубах.)
Плохо стало жить мне вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу, как тень.
Надо б к доктору идти,
Кто поможет мне дойти?
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб - новый на его месте уже не вырастет.
Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы...». СЛАЙД №7.
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
- Почему появилось повреждение? Как называют врача, который лечит зубы? (Стоматолог.)
-Что вредно для зубов? (Грызть орехи. Есть очень холодную и очень горячую пишу. Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
Практикум «Чистка зубов». (Дети имитируют чистку зубов). СЛАЙД №8.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Физкультминутка: (выполняют движения по тексту стихотворения). СЛАЙД №9.
Мы чистим, чистим зубы
И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Снизу- вверх, сверху - вниз
Чистить зубы не ленись
Памятка: СЛАЙД №10.
• Чистить зубы два раза в день - утром и вечером.
• Меньше есть сладкого, больше овощей и фруктов.
• Если разболелся зуб - надо идти к врачу.
Нам пора отправляться дальше. Подустали в пути, давайте разомнемся. (Выполняют любую подвижную физкультминутку, можно использовать музыку.)
Поглядело солнце вправо,
А потом налево.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
А пока мы веселились, наш автобус подъехал к следующей станции. Она называется «Глаза». СЛАЙД №11.
Когда хотят, чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят: «Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто - не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя - тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть - упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не все подряд, а передачи для ребят,
Что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
И над партой каждый раз не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз - ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай, их здоровья не лишай!
Зарядка для глаз: СЛАЙД №12.
-Ребята, если у вас устали глаза во время чтения книги или подготовки уроков, рекомендую провести зарядку для глаз. Все встали и вышли из автобуса. Посмотрите, какая красота вокруг (выполняем круговые вращения глазами, то в одну сторону, то в другую).
А теперь поморгали глазами, как бабочка крылышками (в течение 1-2 минут). Посмотрите вдаль (смотрят в окно), а теперь близко (упражнение «Близко-далеко»). Закрыли свои глазки и постояли с закрытыми глазами, представляя картину нашего путешествия.
Открыли глаза.
Не забывайте эти упражнения и мои советы, тогда ваше зрение будет отличным.
Отправляемся дальше. Следующая станция - Здоровяк. СЛАЙД №13.
С каждым годом растет число больных детей. Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Лекарства от всех болезней спрятаны в наших загадках.
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - ...(фрукты).
Чтоб с болезнями справляться
Надо смело... (закаляться).
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)
Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам похорошеет. (Солнце.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спину докрасна. (Мочалка.)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце.)
Я всегда тебе нужна,
Горяча и холодна.
Позовешь меня - бегу,
От болезней берегу. (Вода.)
Не кормит, не поит
А здоровье дарит. (Спорт.)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа.)
Чтобы мы никогда и ничем не болели.
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятерки уроки учили,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься...(зарядкой).
Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.
А сейчас мы пантомимой покажем способы закаливания.
Клуб «Закаливания». СЛАЙД №14.
Пантомима
1. Умывание холодной водой лица.
2. обливание холодной водой всего тела.
3. холодные ванны для ног.
4. контрастный душ.
5. купание в водоёме.
6. обтирание снегом до пояса.
7. обтирание водой до пояса.
Подружитесь с водой, солнцем, зарядкой, спортом и тогда вы будете расти здоровыми и веселыми. И мы с вами отправляемся обратно в школу.
В стране Здоровья, где мы сегодня побывали, растёт удивительный цветок- цветок Радости. Он очень полезный, потому что помогает людям быть здоровыми. Я прикреплю на доску его сердцевину и самый главный лепесток - лепесток жизни. Итак, рад жизни!
У вас есть на столах конверты «Формула жизни». Сейчас вы составите формулу успешной жизни. Возьмите карточку со словом: жизнь. Положите её, а теперь прикладывайте по очереди другие карточки. На первое место какую, положим? На второе, третье, четвёртое? Что получилось?
А теперь возьмите и переверните лепестки цветка радости, они у вас на столах. Прочитайте. Соберём цветок.
Рефлексия
Поднимите руку, кто хочет быть здоровым?
Кто запомнил правила здоровья?
Кто хочет, чтобы наша страна была здоровой? Все хотят. Значит, всё зависит от нас самих.
Если каждый будет помнить это, то всё сбудется.
Прочитаем все вместе.
У вас есть эти эмблемы - возьмите их на память.
Итоги занятия:
-Наше занятие подходит к концу.
Вы молодцы. Спасибо за работу. Желаю вам и всем присутствующим здоровья! СЛАЙД №15.
Потамошнева Наталья Алексеевна