Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей посредством логических игр, основанных на играх А.З. Зака (подготовительная группа)
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе
группы на развитие интеллектуальных способностей детей
посредством логических игр, основанных на играх А.З.Зака
Кот Надежда Евгеньевна, воспитатель, высшая квалиф. категория
Ежова Лариса Владимировна, воспитатель, высшая квалиф. категория
МБДОУ "Детский сад №12" г.о. Самара
Аннотация: Предложенный материал поможет педагогам организовать занятие по развитию умственных способностей детей на дифференцированной основе. Использование интеллектуальных логических тренажеров в игровой, увлекательной форме помогут детям развить способность рассуждать, раскрывать закономерные отношения, делать выводы, аргументировать ответы, находить путь решения той или иной задачи, а также помогут развить необходимые речевые навыки, зрительное восприятие, произвольное внимание.
Цель: Развивать способности логически мыслить на основе использования задач разной сложности.
Задачи:
Обучающие:
-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;
-Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, составлять слова из заданных букв;
-Продолжать учить детей находить закономерность в размещении предметов и абстрактно-геометрических фигур на дифференцированной основе;
-Упражнять в решении логических задач на поиск недостающей фигуры и доказательстве правильного решения;
-Тренировать в поиске одинаковых и разных элементов среди одиннадцати,
двенадцати похожих изображений;
-Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
-Учить согласовывать свои действия с действия партнеров при решении
поставленных задач.
Развивающие:
-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;
-Формировать умение отстаивать свою точку зрения;
-Развивать умение сравнивать, обобщать делать логические умозаключения.
Воспитывающие:
-Создавать условия для проявления таких личностных качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь;
-Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
-Воспитывать инициативность, самостоятельность;
-Формировать навыки самоконтроля.
Предварительная работа:
Игры: «Четвёртый лишний», «Найди закономерность», «Найди сходство и различие», «Собери картинку из частей», «Найди недостающую картинку», «Вечер загадок» с использованием загадок с элементами логики»; развлечение «Замечательный клуб».
Материал, оборудование:
- Карточки с примерами и буквами;
- Геометрические фигуры;
- Тренажер «Найди недостающий элемент» разного уровня сложности;
- Тренажер «Поиск девятого»
- Тренажер «Разное-одинаковое»
- Простые карандаши
Ход занятия:
Дети заходят в группу
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, здоровых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!
-Ребята, я сегодня нашла конверт с письмом. Оно адресовано: «Подготовишкам от тех, чьё имя вы носите». Я не понимаю, кому письмо и от кого оно? (Это письмо нам и оно от Смешариков. Ведь наша группа подготовительная и называется «Смешарики»).
-Раз письмо адресовано нам, тогда мы его прочитаем:
«Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень давно за вами наблюдаем. С тех пор, когда вы пришли в группу «Смешарики». Вы уже выросли и скоро будете готовы идти в школу. Мы вас очень полюбили и решили сделать вам сюрприз, который вы найдете, совершив путешествие по улицам Логограда. Это необычный город, в котором живут геометрические фигуры. Посылаем вам волшебный цветок с чудо-конфетами, которые будут подсказывать вам направление домов. В каждом доме вас ждут различные задания-испытания. За каждое выполненное задание вы получите подсказку. Когда вы разгадаете наш ребус, тогда поймете, где мы спрятали для вас сюрприз».
«Смешарики»
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем выполнить задания «Смешариков»? Совершим путешествие по улицам Логограда? А вы не боитесь трудностей? (Нет) Отправляемся в путь? (да)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Смешарики прислали вот такую карту для того, чтобы помочь нам двигаться по улицам Логограда в нужном направлении. На улицах Логограда изображены дома и живут в них... (геометрические фигуры).
Карта вывешивается на мольберт
Воспитатель: А вот и волшебный цветок, и на нем висят чудо-конфеты, все красивые, разноцветные. Какую конфету мы сорвем первой (дети предлагают)
- Первую конфету мы снимаем, куда нам двигаться узнаем.
- Итак, внимание, первый дом находится ближе к прямоугольнику, чем квадрат. Что же это за дом? В нем живет... (круг)
- Вот мы и пришли в гости к «Кругу». Что же задание нас здесь ждет? (воспитатель открывает конверт). Вам нужно решить примеры и встать по порядку, тогда вы узнаете, какое слово здесь спряталось.
Дети решают примеры, выстраиваются по порядку, двоим из детей предлагается прочитать полученное слово.
Воспитатель: Что же за слово у нас получилось? (квадрат) Ребята, как вы думаете, почему у нас получилось именно это слово (подсказка для нас).
А давайте проверим, правильно ли мы думаем? Что для этого нужно сделать? (сорвать вторую конфету). Давайте попробуем (срываем вторую конфету). Итак, следующий дом находится дальше от круга, чем прямоугольник. Что же это за дом? Кто живет в нем? (квадрат). Значит, мы с вами правильно подумали, что это квадрат. А вам за правильно выполненное задание вручается первая подсказка от нашего ребуса (картинка с кладом). Что ж, отправляемся в гости к «Квадрату».
Воспитатель: Пришли мы к нашему «Квадрату», интересно какое задание нас здесь ожидает? Для того, чтобы выполнить это задание, нам нужно разделиться на 3 команды. У вас, у каждого висят бейджики определенного цвета. Разделитесь так, чтобы у каждой команды был одинаковый цвет.
-Итак, у нас есть три команды: команда желтых, команда зеленых и команда розовых. Каждой команде я буду задавать вопросы, а вы должны подумать и дать на них правильные ответы. Вопросы очень хитрые, будьте внимательны. Вы готовы?
Вопрос для команды желтых: На столе стоит 5 стаканов с компотом. Папа выпил из одного, поставил на стол. Сколько стаканов осталось на столе? (5) Почему вы так решили? (ответы детей)
Вопрос для команды зеленых: На березе 3 толстых ветки. На каждой толстой ветке по 3 тонких веточки. На каждой тоненькой веточке по 1 яблочку. Сколько всего яблок растет на березе? (нисколько)
Вопрос для команды розовых: Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).
Ребята, вы меня очень порадовали! Но это еще не все. Сейчас задание для всех (воспитатель достает карточку с изображением предметов). Рассмотрите внимательно карточку, какие предметы и как на ней изображены. Я буду задавать вопросы, а вы при помощи карточки должны на них ответить. Итак, внимание:
Игра «Ближе - дальше» №1 (Приложение 1)
1.Коля и Вика раскрашивали картинки. )Кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вики нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем ракрашивал картинку Коля, а чем Вика? (Вика - карандашом, Коля - кисточкой)
2. Вера и Костя отправились в гости. Кто-то из них ехал на трамвае, кто-то на автобусе. То, на чем ехал Костя, нарисовано дальше от кисточки, чем тетрадь, а то, на чем ехала Вера, находится ближе к кисточке, чем тетрадь. На чем ехала Вера и на чем Костя? (Костя на трамвае, Вера на автобусе)
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы. И за это вам еще одна подсказка (предлог «на»). А теперь давайте узнаем, куда же нам идти дальше (срываем очередную конфету).
- Следующий наш дом находится между домами, в которых живут «Ромб» и «Овал». Что же это за дом? В нем живет... (треугольник). И мы отправляемся в гости к «Треугольнику».
Воспитатель: Что ж, пришли мы в гости к «Треугольнику». Давайте посмотрим, что же задание нам приготовили Смешарики (воспитатель берет три конверта разных цветов).
- Ребята, посмотрите, у меня есть три конверта разных цветов. Как вы думаете, какая команда какой конверт должна взять? (дети высказывают предположения, а затем получают конверт соответствующего цвета). Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо занять место за столом с соответствующим цветом (дети рассаживаются).
- Ребята, откройте конверты и раздайте каждому члену команды. А теперь слушаем задание: каждой команде необходимо рассмотреть таблицу, найти закономерность, а затем определить недостающую карточку в других таблицах. Внимательно посмотрите, как располагаются изображения по рядам и столбцам (Приложение2), (дети выполняют задание далее воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания)
- А теперь я предлагаю вам проверить, правильно ли вы выполнили задание. Я раздам вам карточки с правильными ответами, а вы проверьте, все ли у вас получилось.
- Итак, наши команды справились с заданием и за это получают еще одну подсказку (картинку с полочкой для игрушек).
Воспитатель: Ну что, продолжаем наше путешествие? (да). Четвертую конфету мы срываем, куда же нам идти, узнаем. Итак, следующий дом находится дальше от овала, чем квадрат. Что это за дом? В нем живет... (прямоугольник). Замечательно, и мы отправляемся в гости к «Прямоугольнику».
- Итак, мы пришли в гости к «Прямоугольнику». Что же за задание нас ждет? (открываем конверт). А здесь нас ждут... ребусы. И мы с вами должны...(отгадать ребус). Умеете разгадывать ребусы? (да). Вот давайте и покажем Смешарикам, какие вы у нас сообразительные ребята. Встаньте по своим командам, рассмотрите ребус, посовещайтесь, договоритесь, кто будет отвечать. Итак,
ребус для команды желтых...
ребус для команды зеленых...
ребус для команды зеленых...
(воспитатель раздает ребусы, дети отгадывают)
И с этим заданием команды справились. И мы получили еще картинку с подсказкой (с ← ) «слева»
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Давайте узнаем, куда же нам идти дальше? (срываем очередную конфету).
- Ребята, мы сорвали с вами волшебную конфету, и в ней написано, что мы должны немного отдохнуть и размяться.
(физминутка)
Воспитатель: Ну что, отдохнули немного? (да). Продолжим наше путешествие. Давайте сорвем еще одну конфетку. И наш следующий дом находится ближе к треугольнику, чем квадрат. Что это за дом? Кто в нем живет? (овал).
Давайте посмотрим, что же за задание нас здесь ожидает? (открываем конверт). А здесь нас ждет задание, которое называется «Разное-одинаковое». И у нас опять три конверта: желтый, зеленый, розовый. Команды, разберите свои конверты с заданиями и присаживайтесь за столы. (дети садятся и раздают задания каждому члену команды).
- Итак, внимание! У каждой команды свое задание. Слушайте внимательно!
(Приложение3)
-Команде желтых необходимо найти на карточке в каждом задании один рисунок, который отличается от других и отметить его галочкой.
-Команде зеленых необходимо найти три одинаковых рисунка в каждом задании и отметить их галочкой.
-Команде розовых необходимо найти две группы одинаковых изображений, одну группу отметить галочкой, а вторую плюсиком. Задание понятно?
Приступайте (дети выполняют задание, далее воспитатель проверяет правильность выполнения задания командами).
-А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (воспитатель раздает карточки с правильными ответами). Все ли у всех получилось?
- Молодцы, ребята! Все команды справились с заданием и за это получают следующую подсказку («За» на красном фоне).
Воспитатель: Ну что же, нам осталось сходить в гости к последнему дому. Давайте посмотрим на нашу карту, в гостях у какого дома мы еще не были? У дома, в котором живет... (ромб).
-Пришли мы в гости к «Ромбу». Интересно, что же задание приготовили для вас Смешарики. А приготовили они для вас интересную игру. (Приложение 4) Рассаживайтесь за столы. И у нас опять карточки разного цвета: желтого, зеленого и розового. Какая команда какой цвет берет? (воспитатель раздает задания разного уровня сложности на команду).
- Ребята, задание одно на команду. Рассмотрите внимательно изображения, как они располагаются по рядам и столбцам, найдите закономерность, а затем среди карточек найдите ту, которой не хватает в пустом кружке. Договоритесь о том, кто у вас будет отвечать. (дети ищут, затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
- Все команды нашли недостающую карточку? А теперь давайте проверим, правильно ли было выполнено задание.
-Итак, команда желтых, назовите номер карточки, которая как вы думаете должна находиться в пустом окошке (дети называют). И это карточка №...
-Команда зеленых, назовите свой вариант ответа (дети называют). И это карточка №...
-Команда розовых?... Это карточка №...
-Молодцы, все команды справились с заданием и за это вы получаете последнюю подсказку (изображение автомобиля).
- Итак, мы выполнили все задания, давайте узнаем, какую подсказку написали нам Смещарики. Выкладываем на доске все картинки и составляем по ним предложение: «Клад на полке слева за красной машиной». Интересно, что там? Дети достают клад (коробка с раскрасками).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселого смайлика, если вы испытывали затруднения, вам было неинтересно, выберите смайлик погрустнее. (дети выбирают смайликов и прикрепляют к доске).
- А Смешарики стали очень радостными и благодарят вас за то, что вы показали им, как много знаете и умеете, были внимательными, сообразительными, настойчивыми, преодолели все препятствия и нашли сюрприз, который они для вас приготовили.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо Смешарикам за подарки! А теперь пожелаем нашим гостям и Смешарикам всего самого наилучшего и попрощаемся со всеми.
Приложение:
1. Игра «Ближе-дальше» - https://cloud.mail.ru/public/h8PZ/y82HTPHMa
2.Игра «Найди закономерность»
-базовый уровень - https://cloud.mail.ru/public/WKix/Qhu3LK5HR
-оптимальный уровень- https://cloud.mail.ru/public/EVK8/jSL8z6y5S
-уровень повышенной сложности - https://cloud.mail.ru/public/9mLu/YeGVb18mQ
3. Игра «Разное-одинаковое»- https://cloud.mail.ru/public/BXQh/R46rKFnDE
4. Игра «Поиск девятого»-https://cloud.mail.ru/public/wyiv/dioRmok3k
Литература:
1.Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
2. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.
3. Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.
4. Зак А.З. Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
5. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.
6. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М. : Новая школа, 1996.
7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.
8. Зак А.З. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.
9. Зак А.З. Учимся мыслить логично. М. : Аркти, 2003.