Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием игр В.В.Воскобовича: «Мое Отечество - Россия»
Программное содержание:
Цель:
Актуализировать знания детей о Родине; познакомить с логико-математическими играми В.В. Воскобовича.
Задачи:
- учить складывать различные предметы, используя геометрические фигуры, развивать умение составлять из частей целое;
- учить составлять узор при помощи резинок на Геоконте; складывать Квадрат Воскобовича в определенную фигуру, предмет;
- развивать внимание и память, пространственное воображение;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, умение слушать воспитателя и сверстников, работать сообща;
- формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
- квадрат Воскобовича (на каждого ребенка)
- Геоконт(2)
- Чудо - крестики (по одному на двоих)
- картинки с достопримечательностями малой Родины
- коробка с сюрпризом
- телеграмма
- аудиозапись песни «То береза, то рябина…»
- схемы для выполнения заданий на Геоконте, Чудо - крестиках, Квадрате Воскобовича
- фотографии символов России
- рисунок по точкам.
1. Вводная часть.
Организационный момент:
Звучит песня «То береза, то рябина….». Под музыку выходят дети, занимают места за столом. Воспитатель обращается к ребятам.
- Ребята, здравствуйте! (Здравствуйте!) Меня зовут Анна Николаевна! Я спешила к вам, прямиком с почты, с важным сообщением! Дело в том, что вам пришла телеграмма! Хотите узнать, что написано внутри? (Да, хотим) Давайте же скорее посмотрим, что там написано!
Ребятам подготовительной группы, детского сада «Соловушка»:
За вашу смекалку, отвагу и находчивость, за ваши улыбки и доброту,
Вам дарят путевку для путешествия, через всю большую нашу страну!
2. Основная часть.
Беседа о Родине:
- Представляете ребята, вам подарили билет на круиз по просторам нашей Родины! А, что такое Родина? (Родина то место где родился и живешь, где живут все любимые и близкие люди, Родина там - где твой дом).
- А что для тебя Родина, Отчизна? А как ты думаешь, что такое Отечество? Почему мы называем свою страну Родиной? (Родина - от слова родная, единственная. Родину мы называем мамой: Родина-мать.)
- Все мы любим Родину, как маму. А как мы выражаем нашу любовь к Родине? (Защищаем, сохраняем её богатства, хорошо работаем, учимся, не загрязняем леса, реки, не допускаем пожаров, поём о ней песни, читаем о ней стихи.)
- А вы знаете, что наша страна самая большая в мире. Она простилается от горизонта до горизонта, понадобится много дней, чтобы объехать все прекрасные уголки нашей красивой страны! А как же нам отправится в путешествие? На каком транспорте? (На лодке, машине, поезде).
Задание 1.
- Так, так! Много видов транспорта вы мне назвали. Что же выбрать, на чем начать свое путешествие!? А послушайте загадку:
В небо птицей он взлетает,
Белый видно фюзеляж,
След на небе оставляет,
Круто делая вираж.
- Что это? (Самолет) Хотели бы отправиться, в путешествие на самолете, вам нравится этот транспорт? (Да) Я предлагаю сделать самолеты из волшебных квадратов Воскобовича. (Дети делают самолет по схеме) Молодцы! Транспорт готов!
Задание 2.
- Итак, мы поднялись на борт, наш полет проходит в штатном режиме. Рейс «Россия наша родина», идет на посадку. Но что происходит, почему нам не разрешают приземлиться? Борт проводник говорит, что посадка будет разрешена после того, как мы ответим на все вопросы блиц опроса. Воспитатель достает конверт с вопросами. Итак, вы готовы? Давайте поскорее ответим на все вопросы. А вы знаете, что такое блиц опрос? (Это значит, что нужно очень быстро отвечать на вопросы). Поехали:
- Как называется наше государство (Россия, Российская федерация)
- Столица нашей родины (Москва)
- Главная площадь страны (Красная площадь)
- Главное здание страны (Кремль)
- Кто возглавляет наше государство (Президент)
- Как зовут нашего президента (В.В. Путин)
- Назовите главные символы страны (флаг, герб)
- Главная песня страны (гимн)
- На какой реке обосновалась столица нашей Родины (На Москве реке)
-Из каких цветов состоит наш флаг (белый, синий, красный)(мир, верность, сила)
-Что изображено на гербе страны (двуглавый орел, в одной руке скипетр, в другой держава) На груди орла, в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона. Это Святой Георгий Победоносец – христианский воин, который олицетворяет добро. Есть символ победы добра над злом. Поднятые крылья орла показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.
- Самое большое озеро России (Байкал)
- Какое дерево символ России (береза)
Задание 3.
- Вот мы и ответили на все вопросы о нашей Родине, посадка разрешена. Следующий пункт назначения «Наша малая Родина». А что это, такое? (То место где ты родился, родное село, аул, город) А какая у нас малая Родина? (Майкоп) А на чем же мы отправимся в наш родной город. Давайте узнаем! Ребенок по точкам обводит машину.
- Продолжим наш путь на машине. Помогут нам в этом Чудо-крестики. Работать вам придется в паре. Дети по схемам делают машины.
Задание 4.
- Вот мы и прибыли в Майкоп, столицу нашей малой родины Адыгеи. Какая наша Малая Родина? (Наша республика и город очень красивые и чистые. Здесь много туристов, которым интересно узнать о достопримечательностях города.) Давайте немного расскажем о замечательных зданиях и памятниках на улицах нашего города.
Дети получают карточки с достопримечательностями, рассказывают что на них изображено, где находится, как называется памятник или здание.
Задание 5.
- Наша страна такая огромная, что мы, путешествуя по ней, и летели на самолете, и ехали на машине. А как нам, перебраться через озера, речки, и моря? (На лодке, плоте, корабле) Я, предлагая перебраться за руль корабля. Но вот загвоздка, кто - же будет капитаном? Давайте разделимся на 2 команды. Кто первый выполнит заданием, тот первый и стоит у штурвала.
Дети выполняют узор на Геоконте.
Задание 6.
- Ребята, вот мы и приближаемся к причалу «Историческому». Как вы думаете, что мы там увидим? Почему он так называется? (То, что было раньше, предметы быта, одежда; традиции).
-Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. Подумайте, какие предметы быта, народные инструменты, элементы одежды, особенности русской природы прославили нашу страну? (варианты ответов детей)
- Загадываю Вам ребятки, интересные загадки.
Когда ребенок отгадывает загадку, появляется фотография на экране
1. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (Берёза)
2. Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская … (Матрёшка)
3.Он округлый, но не шар,
Медный — не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнили не даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром)
4. Головной убор не сложный
Но красивый и роскошный!
Завяжи лишь в узелок
Из материи…. (Платок)
5. В них упрячешь две ноги
И в мороз гулять беги. (Валенки)
6. Не ботинки, не сапожки
Защищаем, босы ножки. (Лапти)
Задание 7.
- Ребята, мы с Вами вспомнили удивительные предметы, которые стали символами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. Но пора и поразмяться. Физкультминутка:
В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)
Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)
Степи широкие (Расставить широко руки)
Леса большие, (Показать руками обхват)
А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)
3. Подведение итогов.
- Ребята, я знала много любопытного о нашей Родине, но сегодня благодаря вам, я узнала еще больше нового и интересного о нашем государстве. И за это, хочу сказать вам, огромное спасибо! Мне очень понравилось наше путешествие по России. А что нового, узнали вы? Что вам понравилось? На чем мы путешествовали, и как преодолевали препятствия? Что показалось сложным, а что было легко?
- Ой, совсем забыла! Когда мы выходили из самолета, стюардесса передала для вас небольшой подарок. Воспитатель дарит коробку с брелками.
-До свидания!
Порфирьева Марина Ивановна
Аня