12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
vera100
0

Конспект занятия и презентация «Царица экономика. Знакомство с деньгами» Формирование основ финансовой грамотности.

«Царица экономика. Знакомство с деньгами»

Формирование основ финансовой грамотности.

Воспитатель I кв. категории

В.Н. Машнёва

Цель занятия:

расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.

рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Целевая аудитория: 4 класс

Задачи:

предметные:

знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «товар»;

развитие умения бережного отношения к деньгам;

развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;

метапредметные:

регулятивные:

понимать цели своих действий;

проявлять познавательную и творческую инициативу;

оценивать правильность выполнения действий;

познавательные:

формировать умение осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формировать умение работать в группе;

личностные:

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

метапредметные:

- умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления,

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

- готовность слушать собеседника,

- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,

- умение работать в группах.

предметные: понимание и правильное использование термина «товар», «деньги».

Тип занятия: комбинированный.

Форма: фронтальное (10 -11 лет).

Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала)

Технологии: информационно-коммуникативные, развивающие, гуманно-личностные, здоровьесберегающие.

Оборудование: коробочка с монетами, ракушка, компьютер, проектор, презентация, монеты 1р, 2р, 5р, 10р, 1 к, 5к (по 5 монет каждого достоинства), сосуд с водой, бумага.


Презентация "Деньги, денежки, копейки"
PPTX / 11.82 Мб

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку соседа. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс,

Всё получится у нас!»

Ну что ж можно похлопать себе.

Дети: Хлопают.

Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз.  (Коробочка)

Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Дети(Слушают) Деньгиденьги!

Воспитатель: Надо проверить. (Открываю). И, правда, денежки.

ДетиДеньги, ура!

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Воспитатель: А где вы сталкивались?

ДетиОтветы.

Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

ДетиОтветы.

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети:  Да.

Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети:  Да.

Актуализация опорных знаний.

Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?

Детиразмышляют.

Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

ДетиРазмышляют.

Воспитатель: Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?

Дети:  В газете, книгах …

Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.

Серёжа прочитай.

Ученик: «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

Воспитатель: Спасибо Серёжа.

Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

ДетиРазмышляют.

Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

Дети:  Нет

Воспитатель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети:  Из интернета.

Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно?

Работа по теме. Презентация «Деньги, денежки, копейки»

а) Деньги у древних людей.

1.Вступительное слово учителя

Воспитатель: Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей.

Воспитатель: И так, чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег.

Воспитатель: Кто перед нами?

Дети: Первобытные люди. 

Воспитатель: Как вы думаете, у них были деньги?

Дети: Конечно, нет.

2. Сообщения учащихся об истории возникновения денег.

Слайд 2. 1 ученик. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Слайд 3- 4. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных.

Слайд 5 - 6. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.

Слайд 7 - 9. 2 ученик. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.

Слайд 10 - 12. 3 ученик. Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Слайд 13. Воспитатель: Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

Воспитатель: Обменивать товары действительно было очень сложно.

Воспитатель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

3. Рассказ учителя о первых деньгах

Воспитатель: Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. 

Воспитатель: Удобны ли были такие деньги?

Дети: Нет. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.

Слайд 14. Воспитатель: Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности.

Слайд 15. Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром.

Удобные для обмена товары и называются деньгами.

Слайд 16. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи. Одними из первых денег был и раковины каури - моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

Воспитатель: Удобно?

Дети: Нет.

Слайд 17. Воспитатель: Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки, прутики, слитки.

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?

Дети:  Да.

Воспитатель: Какие они были?

Дети:  Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

Слайд 18. Воспитатель: На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.  

Воспитатель: Что же получалось? (РУБЛЬ)

Слайд 19 - 20. Воспитатель: Затем появились деньги похожие на современные. При Иване IV (Грозном) были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)


Практическая работа.

Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

Воспитатель: Что изображено и написано на монетах? Сравните. 
Воспитатель: Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. 
Слайд 21. Воспитатель: Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка?

Слайд 22. Воспитатель: Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решётка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырёх переплетённых букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала решкой. 
Слайд 23. Воспитатель: Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орёл».

Слайд 24- 25. Воспитатель: Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

Покажите на монете легенду, реверс (или решка), аверс (или орёл) и гурт. 
– Что можно узнать из надписей? 
(Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.) 

б) Что мы знаем про деньги. Сообщения о значении изображений на купюрах.

Слайд 26. Воспитатель: У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. 
Слайд 27. Воспитатель: Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Слайд 28. Воспитатель: Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, марка, юань, злотый и т.д.

Воспитатель: Как называются деньги в нашей стране?

Слайд 29 - 44 . Воспитатель: Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?


10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

t1571375643ab.jpg

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

  t1571375643ad.jpg


100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.

    


t1571375643af.jpg


200 рублей. На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический»

  t1571375643ag.jpg


500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 



t1571375643ai.jpg


1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

t1571375643ak.jpg

2000 рублей. На купюре изображены символы Дальнего Востока. На её лицевой стороне изображён мост на остров Русский, на оборотной – космодром «Восточный» в Амурской области.

    


t1571375643al.jpg


5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

  t1571375643an.jpg


Физминутка «Клад»:

Мы нашли богатый клад.

«копаем землю»

Каждый кладу очень рад.

улыбаемся друг другу

Что же делать, как нам быть? 

поворачиваем голову из стороны в сторону

Как же клад нам разделить? 

разводим руки в стороны, пожимаем плечами

Чтоб досталось всем друзьям,

всё мы делим пополам!

движения руками вверх-вниз, «делим»


Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети: Металлические.

Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры(Закрепление).

 «Изображение на купюре…»

Воспитатель: Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры. У вас на парте бумажные деньги. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением.

Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)

Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)

Назовите купюру, на которой изображён Московский Большой театр. (100 рублей)

Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)

Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)

Назовите купюру, на которой изображён Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)

Назовите купюру с изображением Памятника затопленным кораблям в Севастополе. (200 рублей)

Назовите купюру, на которой изображён космодром «Восточный» . (2000 рублей)


Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети:  Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

Воспитатель: У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети:  Бумага – купюры.


1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвётся; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2.Эксперимент

Дети:  Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети:  Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети:  Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте.

ВЫВОД. Монета лучше. Она не размокает. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

Воспитатель: А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети:  Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Воспитатель: Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД. Купюра легче. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

4 эксперимент

Воспитатель: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети:  Проверяют.

ВЫВОД. Купюру хранить удобнее. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети:  Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети:  Одинаковое количество плюсиков.


Бумага

Монета

1 эксперимент

-

+

2 эксперимент

-

+

3 эксперимент

+

-

4 эксперимент

+

-

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети:  Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Воспитатель: Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети:  Банковская карта.

Воспитатель: А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы делали покупки самостоятельно?

Дети:  Да.

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

Дети:  Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети:  Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.


Подведение итогов. Рефлексия.

Беседа по вопросам

- Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)

- Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)

- Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)

- Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)

- Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)

Воспитатель: Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.

                   «Деньги, деньги и снова деньги» -

                   Слышим мы сегодня вокруг,

                    Но есть в жизни вещи важнее,

                    Не забывай об этом, мой друг.

И зачем они только нужны?

                    Неужели без них невозможно

                    Общаться, творить и дружить,

                    Наверное, все же можно.

Ценного в жизни много:

                     Счастье, здоровье, семья…

                     Все золото мира бессильно,

                     Чтобы это купить, друзья.

                     Чувства людей бесценны,

                     И жизнь не имеет цены,

                     Верим мы свято в дружбу,        

                     И истине этой верны!

- Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное)

- Что нельзя купить за всё золото мира?

- Что, по мнению автора не имеет цены?

Воспитатель: Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу«Сегодня я узнал…»

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!






Самоанализ совместной деятельности

Прежде всего, разрешите поблагодарить детей и воспитателей. Вашему вниманию была представлена НОД «Царица экономикаЗнакомство с деньгами» в соответствии ФГОС школьного образования.

Задачи которые поставила, считаю, что выполнила полностью.

ОбразовательнаяПознакомить с деньгами

Развивающая:

расширять представление об элементах экономики (деньги их история.)

формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы)

уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);

развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы;

формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

Воспитательная:

воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Воспитывать уважение к труду;

бережное отношение к деньгам;

нравственность.

На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология

В начале НОД  наладила контакт с детьми, проговорила вместе с детьми волшебные слова, которые способствовали снятию психологического напряжения и настроили детей на последующую деятельность.

Сюрпризный момент. Коробочку с деньгами использовала для привлечения внимания детей. Содержимое коробочки деньги и ракушка позволили решить несколько задач:

создать проблемную ситуацию. «Почему среди денег оказалась ракушка?»

найти источник информации (энциклопедия);

дать определение деньгам;

Презентация. Использование презентации позволило

уточнить и дать первоначальные знания о деньгах.

Решить проблемную ситуацию с ракушкой.

Создать новую проблемную ситуацию «Что удобней купюры или монеты?»

Решить такую задачу, как формирование умений в исследовательской деятельности.

Лаборатория. Создание лаборатории побудило детей к самостоятельной исследовательской деятельности. После каждого эксперимента следовал вывод, который заносился в таблицу. Таким образом, решалась задача по развитию способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы. Дети были активны, любознательны. На протяжении всех опытов мной поддерживалась беседа с детьми, что способствовало дружеским взаимоотношениям в коллективной работе, умению распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

С помощью таблицы дети подвели итог работы в лаборатории.

Как итог НОД детям было предложено встать в круг и продолжить фразу «Сегодня я узнал…» и вновь произнести волшебные слова.

Данная деятельность является интегрированной, реализуется через такие области: как

«Социализация» и «Коммуникация» - прослеживались на протяжении всей игровой деятельности.

«Познание» - прослеживалось в презентации, экспериментах, беседе.

Считаю, что дидактическая цель выполнена, детям понравилось, т. к. дети были активны и эмоционально отзывчивы.

Воспитатель Iкв. категории

В.Н. Машнёва








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 18.10.19 в 08:37 0 Ответить Пожаловаться
Очень насыщенный и интересный материал! Вот только образовательные области на сегодняшний день, по ФГОС ДО, озвучиваются иначе: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие". Поэтому следует исправить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.