Конспект занятия в форме игры-викторины «Азбука пожарной безопасности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с.Мамонтово
Конспект занятия в форме
игры-викторины «Азбука пожарной безопасности»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор разработки:
учитель-логопед Борзова И.Н.
с.Мамонтово, 2025 г
Цель: создать условия для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара.
2.Формировать умения детей ориентироваться в проблемных ситуациях.
3. Расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность.
4. Воспитывать у детей уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
5. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Ход занятия
Организационный момент
Команды «Смелые» и «Отважные» заходят в зал под музыку и садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на игре-викторине «Азбука пожарной безопасности». Огонь, в жизни человека играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечивает себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию. Но огонь может обратиться в бедствие из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности. Чтобы не случилось беды, мы с вами должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Сегодня, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины и проверить свои знания по теме пожарная безопасность. За каждый конкурс команда получает балл. Победит та команда, которая наберет больше всего баллов. Следить за ходом игры будет жюри (Ведущий представляет членов жюри).
Основная часть
Первый блок вопросов «Разминка»
Ведущий: командам нужно ответить на вопросы
1. Как называется профессия, представители которой борются с огнем, тушат пожары? (пожарные).
2. Как одеваются пожарные, чтобы защититься от огня? (пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания).
3. По какому номеру телефона вызывается пожарная служба? (01).
4. Почему пожарная машина красного цвета? (чтобы издалека было видно, что едет пожарная машина и ей надо уступить дорогу).
5. От чего может возникнуть пожар? (пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем).
6. Чем опасен пожар? (могут погибнуть люди, испортятся вещи, квартира, дом).
7. Чем опасен дым от пожара? (может произойти отравление дымом, из-за плохой видимости можно заблудиться и не найти выход).
8. Чем можно потушить небольшой начинающийся пожар? (огнетушителем, водой, песком, одеялом).
9. Что вы должны сказать по телефону, когда звоните по номеру 01? (назвать адрес, фамилию, имя, отчество, что горит).
10. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? («01» самый короткий и простой для запоминания номер).
Ведущий: Молодцы ребята! Переходим к следующему заданию (жюри подсчитывают баллы)
Второй блок вопросов «Запрещается-разрешается».
У каждого ребенка по две сигнальных карточки. Одна карточка - зеленого цвета, «разрешающая». А другая карточка – красного цвета, «запрещающая». Ведущий: я, буду называть в произвольном порядке основные требования и правила пожарной безопасности, вы должны показать карточки с соответствующими цветами.
Запрещается (красный цвет):
1. Можно играть со спичками?
2.Можно оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы?
3. Можно оставлять без присмотра горящую плиту?
4. Можно бросать горящие спички в помещениях?
5.Можно оставлять зажженные свечи без присмотра?
6.Можно применять самодельные приборы и предохранители?
Разрешается (зеленый цвет):
1.Нельзя открывать двери в помещении, где произошло возгорание.
2.Нужно кричать и звать на помощь взрослых.
3.Нужно закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма.
4.Необходимо набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара.
5. Нужно двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено.
6. Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
Ведущий: Молодцы ребята! Сразу видно, что вы знаете правила пожарной безопасности и правила поведения при пожаре. Правильно поднимали карточки, без ошибок. Переходим к следующему блоку заданий (жюри подсчитывает баллы).
Третий блок «Кто быстрее отгадает загадку»
Ведущий: Команды по очереди отгадывают загадки.
1. Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
2. Висит - молчит,
а перевернешь, шипит,
и пена летит
(огнетушитель)
3. Летала мошка - сосновая ножка,
на стог села - всё сено съела
(спичка)
4. Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
5. Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
6. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым.)
7. Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым!
(Огонь.)
8. Полено в топке полыхает
И «звезды» эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться.
(Искра.)
9. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча.)
10. Пожарного часто в огне защищала
Такая «фуражка» - она из металла.
(Каска.)
Ведущий: Молодцы ребята! И с загадками справились! (жюри подсчитывает баллы).
Ребята, как вы думаете – какими качествами должен обладать пожарный, чтобы успешно справляться с огнем? (пожарные должны быть смелыми, сильными, быстрыми, выносливыми, ответственными, ловкими и т. д.). Ребята, я предлагаю вам испытать свою силу и ловкость: команды «Смелые» и «Отважные» выстраиваются в две колонны
Четвертый блок Эстафета «Тушение пожара».
Эстафета с препятствиями
- пробежать змейкой между кубиками;
- пролезть под дугу;
- пробежать по скамейке;
- обежать вокруг стульчиков, возвратиться на место, передав эстафету другому.
Ведущий: Какие вы молодцы! Ребята обеих команд были быстрыми, ловкими – как настоящие пожарные! (жюри подсчитывает баллы). Дети проходят на стульчики.
Пятый блок «Знатоки пословиц и поговорок об огне» (листы с текстом пословиц крепятся на магнитной доске).
Ведущий: А сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы о пожаре, об огне. Ведь пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют нас. Пословицы напечатаны на листочках, я буду читать начало пословицы, а команда ищет конец.
1.Дыма без огня не бывает.
2.Спички не тронь – в них огонь.
3.Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней огонь.
4. Солома с огнем не дружит.
5. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
6. Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда.
7. Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь.
8. От искры Москва загорелась.
Ведущий: Молодцы ребята! Вы успешно справились с заданием (жюри подсчитывают баллы).
Шестой блок «Доскажи словечко»
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички… (отобрать)
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из … (розетки)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)
Знает каждый гражданин
Пожарный номер… (01)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем)
Рефлексия
Ведущий: Вот и подошла к концу наша викторина. Ребята! Вы показали хорошие знания правил пожарной безопасности, но правила нужно не только знать – но и соблюдать. Это сбережет нас от большой беды! Спасибо за игру!
Жюри подводит итоги.
Детям вручаются грамоты (Приложение 1), сладкие призы.
Приложение 1