Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Матрешка в гостях у ребят»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Матрешка в гостях у ребят»
Организационный момент.
Цель- развивать умение составлять описательный рассказ по схеме.
Задачи:
1. закрепить понятия «большой, маленький, средний»
2. активизировать словарный запас детей (использование имен прилагательных.
3.Закрепить умение делиться на группы и работать в группах
4. развитие творческих способностей
Материальное обеспечение: фишки, флажки, карточки с цифрами, матрешка, сундучок, фасоль, листы бумаги, краски, кисти, карандаши, шаблоны, картинки матрёшек для этапа рефлексии, дидактическая игра « Расставь матрешек в нужном порядке.
Ход занятия:
Ребята заходят в зал, воспитатель обращает внимание детей на сундучок стоящий на столе. Дети становятся полукругом, возле этого стола
Воспитатель: ребята, как вы думаете что это? На что это похоже?(необходимо задать наводящие вопросы)
Дети: (сундучок)
Воспитатель: это сундучок. А хотите узнать, что в нем находится?
Дети: да
Воспитатель: Вы узнаете, что находится в моем сундучке, разгадав загадку
Она на вид одна, большая
Но в ней сестрица сидит вторая,
А третью- во второй найдешь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех- малютка, крошка.
Все вместе- сувенир …..(Матрешка)
Дети: отвечают
Если не отгадали загадку, то воспитатель показывает из сундучка матрешку и спрашивает детей, Что же это?
Дети: матрешка
Воспитатель: правильно, издавна у детей самой любимой игрушкой была матрешка.
- Ой, кто то нам звонит….
(видио обращение)можно сделать сначала звонок, а потом включение обращения матрешки
Воспитатель: Ну что ребята поможем матрешке?
Дети: ответы да (матрешка на видео отвечает им «спасибо»)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про матрешку?
Дети: выслушивает ответы детей
Воспитатель: Правильно, молодцы! Это игрушка. Ее делают из дерева. В ней вложены другие матрешки поменьше, а знаете ли вы, как делают матрешку? И Кто ее придумал?
Дети: ответы (идет затруднение) (не знаем)
Воспитатель: Ребята ,а как мы можем помочь матрешке, если мы даже не знаем как она появилась и кто ее придумал?!
Дети: мы не можем
Воспитатель: А хотелось бы вам узнать о матрешке что-то еще и помочь ей?
Дети: да
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики. Сейчас я вам расскажу об истории создания матрешки
Показ презентации (все о матрешке)
1 слайд - Кто ее придумал?
(…Оказывается, ребята Матрешке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из далекой станы Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего размера.
Это была фигурка добродушного старичка Фукурума и таким умным. Его лицо было задумчивым, так как внутри него была большая семья, которую ему необходимо было обеспечить)
2 слайд- Как же она появилась в Росии? Кто ее привёз?
Воспитатель: В Японию приехал русский художник С. Малютин. Он увидел добродушного старичка Фукуруму и ему эта фигурка очень понравилась и он решил привезти ее в россию.
Так как же ребята у нас появилась эта фигурка?
Дети: отвечают
3 слайд-
Воспитатель: Художник С. Малютин показал ее русским умельцам…фигурка им тоже очень понравилась. Но мастера решили ее переодеть в русский сарафан, а голову покрыть платочком. Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.
Как вы думаете почему она в платочке?
Дети: отвечают
Воспитатель: во времена наших бабушек женщины носили платочки и сарафаны
Воспитатель: Ребята, какие же изменения в фигурке сделали русские умельцы?
Дети: отвечают(добиться ответ у детей в сарафане и платке с черным петушком в руках)
4 слайд
Воспитатель: Как вы думаете, из чего делали матрешку?
Дети: отвечают
Воспитатель: Правильно!!! Матрешку делали из дерева (береза, липа), вытачивали ее внутри и снаружи.. шлифовали, чтобы не было зацепок..
5 слайд
Воспитатель: Молодцы! После этого матрешку отдали художнику на роспись.
Воспитатель: Как вы думаете, чем ее расписывали?
Дети: отвечают
Воспитатель: Расписывали ее гуашью и покрывали лаком.
6 слайд
Воспитатель: В каждом городе расписывали матрешку по разному, так как были свои особенности костюма например г.Семенов –семеновская матрешка, Полхов- Майдан –майдановская , Загорск. И у каждой матрешки свой узор.
Воспитатель: Вот такой интересный процесс появления матрешки
- Ребята, а теперь назовите, пожалуйста, красивые слова о матрешке.
Какая она? (Каждый ребенок берет матрешку в руки и называет слово – признак, по очереди по одному признаку каждый ребенок
Дети: красивая, деревянная, разноцветная, улыбчивая, гладкая, милая и т.д.
Работа над вопросами
- Воспитатель: Ребята, а если у матрешки круглое лицо, значит она какая?
- Круглолицая.
- Воспитатель: А если, у нее большие глаза?, то мы скажем, что она…
- Большеглазая.
- Воспитатель: А если темные волосы?
- Темноволосая.
- Воспитатель: Молодцы Ребята, вы внимательно слушали мой рассказ, как появилась матрешка, а сейчас я предлагаю вам, составить рассказ об истории создания матрешки по схеме. Для это нам необходимо поделиться на группы. По очереди подходим к коробочке, находим один предмет и возвращаемся на свое место.
Посмотрите ребята у каждого из вас в руках фишка у кого -то желтая, зеленая и голубая.
(воспитатель подходит к столу и берет желтый флажок и приглашает детей у кого желтые фишки, подойти к этому столу. Далее работа проводится по аналогии с остальными ребятами)
- Воспитатель: Ребята мы свами поделились на группы. Кто может сказать, сколько у нас получилось групп?
Дети: отвечают
Воспитатель: раздаёт карточки с цифрой на каждый стол (гр.№1,.. и т.д)
Сейчас вам в группах надо вспомнить, как же создавалась матрёшка! У меня на мольберте есть схема. При составлении рассказа опирайтесь на неё.
Воспитатель: Я приглашаю группу №1 к мольберту для составления рассказа о создании матрёшки !!! Выберите кто будет отвечать!
Вам необходимо друг друга дополнять.
появилась первая матрешка в японии это была фигурка добродушного старичка, в которой поселилась вся его семья
Первую русскую матрешку привез художник , умельцы ее раскрасили в сарафан и платок
2. Матрёшек делают из дерева липы или березы.
3. Последовательность изготовления матрешки:
- выбор размера и формы
- вытачивание «бельё» ,
- шлифовка,
- В качестве красок для росписи используется гуашь.
- В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.
4. матрешки бывают семеновские, загорсчкие, полхов- майдановские.
5.а еще матрешки бывают с сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т. д.
(аналогично проводится работа и с другими группами)
А сейчас давайте с вами немножко отдохнем, я предлагаю вам выйти на коврик.
Воспитатель:
Проводится игра (физминутка) Танцуют малыши.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Интерактивная игра
Взгляните на доску. Я для вас приготовила игру.
- Что изображено на доске?
- А матрешки одинаковые?
- Чем они отличаются?
- Что здесь не так?
- Какая матрешка должна стоять первая и почему? (аналогично работа проводится с оставшимися матрешками)
- А теперь поработайте самостоятельно! Кто желает выйти к доске?
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас ребята займите все свои места.
Воспитатель: Я вам сейчас раздам матрёшек на каждой матрешке изображен сюжет сказки вам необходимо разложить их в правильном порядке. Подумайте как?
Почему вы так разложили?
Что у вас получилось?
Из какой сказки изображены герои на матрешках?
(аналогично ведется работа с каждой группой)
Воспитатель: Ребята, а вы помните о чём нас просила матрешка?
Дети: отвечают
Воспитатель: А почему мы не смогли ей сразу помочь?
Дети: отвечают
Воспитатель: А теперь сможем помочь?
Дети: отвечают
Воспитатель: Ребята а давайте заглянем в наш сундучок, может там есть что -нибудь для нас полезного!!?
Дети: отвечают
Воспитатель: Посмотрите могут ли они стать подружками для матрешки?
Дети: ответы
Воспитатель: они похожи на матрешек или здесь чего то не хватает?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, что нам с вами необходимо сделать?
(предлагает пройти в группу и раскрасить матрешек)
Сейчас мы свами пойдем в группу и раскрасим наших матрешек.
Работа с шаблоном
(видео обращение матрешки) спасибо за подружек!
Итог: ребята что вы нового сегодня узнали, что было трудным, что понравилось?
Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек.
Каждому из вас хочу подарить матрешку (картинку) за хорошую работу!