Конспект занятия в старшей группе «Рефаш-технология "Спасаем колобка"»

Пояснительная записка к презентации
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Материал к статье
PPTX / 1.14 Мб
Буклет
DOCX / 184.7 Кб
Аннотация. Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Данная технология является модифицированным вариантом ТРИЗ, Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: рефаш-технология, сэд-сказка, вербальное творчество.
Вербальное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел.
Особенностью связной речи детей с ОВЗ является то, что они употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко, вместо самостоятельной формулировки ответа, дошкольники неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Структура речи также не совершенна. В старшем дошкольном возрасте дети с ОВЗ уже подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картине, по игрушке. Однако их рассказы копируют образец взрослого; дети не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Новая рефаш-технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников с ОВЗ способствует эффективному решению обозначенных проблем.
Рефаш-технология (от англ. re-fuse – изменение образа) в обучении творческому рассказыванию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здровья) - это инновационная логопедическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, основанная на изменении образа сказочного героя с целью формирования навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов.
Цель технологии: формирование у дошкольников с ОВЗ навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов.
Задачи:
1. Учить сочинять небольшую сказку по теме, рассказывать о своих впечатлениях по увиденному и услышанному в ходе реализации сказочного сюжета, высказываться по содержанию сказки (с помощью взрослого и самостоятельно).
2. Развивать навыки вербального творчества с помощью изменения образа сказочного героя; формировать звукопрозносительную и лексико-грамматическую сторону речи.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности (чувство сопереживания сказочным героям, стремление помочь попавшим в беду, любовь к родителям, послушание и др.).
Возрастная категория: дети 5-7 лет с ОВЗ.
Правила применения рефаш-технологии:
1. Используемая в ходе реализации технологии сказка должна быть с «печальным сюжетом» (сэд-сказка), после трансформации образа героя сюжет становится «счастливым».
2. Сэд-сказка должна быть небольшой по объему и знакомой детям.
3. Количество героев сказки уменьшать не рекомендуется (увеличивать можно, но не более, чем на 1-2 героя).
4. Последовательность событий сказки не меняется (можно добавлять 1-2 события после воспроизведения основных событий).
5. Образ героя, подвергшегося изменению, меняется в лучшую сторону (герой должен стать хорошим или еще лучше).
6. Трансформированная сказка должна содержать поучительный смысл (мораль можно изменить, исходя из вновь выстроенного сюжета).
Алгоритм реализации рефаш-технологии:
- Выбор педагогом знакомой детям сэд-сказки.
- Определение количества героев и называние их (совместно с детьми).
- Определение причины «грустного (печального) конца» (совместно с детьми).
- Выбор героя для изменения образа (совместно с детьми).
- Изменение образа выбранного героя (совместно с детьми).
- Определение «счастливого конца сюжета» (совместно с детьми).
- Составление творческих рассказов детьми.
В ходе реализации технологии возможно использование следующих сэд-сказок: русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Лечея-плачея», «Присяга», «Волк и лиса» и др.
При работе над сэд-сказками, помимо развития связной речи, также проводится работа по коррекции звукопроизношения, нормализации просодических компонентов, формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОВЗ.
Например, использование пальчиковых дорожек, по которым двигаются герои сказок, позволяет ребенку параллельно произносить слоги с закрепляемым на данный момент звуком, а изменение силы и высоты голоса при озвучивании сказочных героев нормализует просодику.
Вербальное творчество открывает широкие возможности для обогащения и активизации словаря, а также формирования навыков словоизменения и словообразования (например, колобок был сладким, а стал соленым; колобок катился, покатился, укатился, закатился; сел на лисью мордочку; избушка в лесу – лесная избушка и др.).
Игры-драматизации с матрешками, пальчиковым театром, использование тактильных и шаговых дорожек способствуют развитию мелкой моторики дошкольников с ОВЗ.
Необходимо уделять внимание и воспитательному значению сказки. Логопед в ходе реализации рефаш-технологии может направить создание творческих рассказов детьми в нужное русло: добро, взаимовыручка героев, поддержка и помощь в трудной ситуации, любовь к родителям, послушание, - все это является духовно-нравственной основой воспитания дошкольников.
Планируемые результаты:
Ребенок: сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).
Таким образом, рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Такая сказка называется сэд-сказка. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Причем последовательность сюжета не меняется. Меняется только конец сказки и ее мораль.
Работа над сказкой осуществляется по правилам, изменение сказочного образа проходит по алгоритму. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ. Применение технологии на логопедических занятиях позволяет вызвать интерес ребенка к вербальному творчеству, на основе интереса с помощью применения алгоритма и методических приемов формируется навык составления творческих рассказов, это способствует развитию самоопределения, что, в конечном итоге, благотворно влияет на позитивную социализацию ребенка с ОВЗ.
Конспект занятия в старшей группе
Тема: Рефаш-технология «Спасаем колобка».
Цель: формирование у дошкольников с ОВЗ навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов с использование технологии трансформации сказочных образов путем решения проблемной ситуации.
Задачи:
1. Учить сочинять небольшую сказку по теме, рассказывать о своих впечатлениях по увиденному и услышанному в ходе решения проблемной ситуации и реализации сказочного сюжета, высказываться по содержанию сказки (с помощью взрослого и самостоятельно).
2. Развивать навыки вербального творчества с помощью изменения образа сказочного героя; формировать звукопрозносительную и лексико-грамматическую сторону речи.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности (чувство сопереживания сказочным героям, стремление помочь попавшим в беду, любовь к родителям, послушание и др.).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Предложение педагогом знакомой детям сэд-сказки.
Педагог: Я предлагаю вспомнить знакомую вам сказку.
Отгадайте загадку:
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису...
Дети: Это Колобок.
2. Погружение в проблемную ситуацию.
А. Определение количества героев и называние их (совместно с детьми).
Педагог: А сколько героев было в сказке «Колобок»?
Дети вспоминают и называют героев сказки.
Б. Определение причины «грустного (печального) конца» (совместно с детьми).
Педагог: Что грустного в этой сказке?
Дети: Лиса съела колобка.
Педагог: Почему это произошло? Каким был колобок? Какой была лиса?
Дети: Колобок был глупым, беззаботным. А лиса была хитрой.
В. Выбор героя для изменения образа (совместно с детьми).
Педагог: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь колобку? Что для этого нужно сделать?
Дети: Нужно сделать так, чтобы лиса его не смогла съесть.
3. Решение проблемной ситуации.
А. Изменение образа выбранного героя (совместно с детьми).
Педагог: Каким должен быть колобок, чтобы его не съела лиса?
Дети (1 вариант): невкусным.
Дети (2 вариант): умным.
Выбирается один вариант, предложенный детьми.
Б. Определение «счастливого конца сюжета» (совместно с детьми).
Педагог: Если колобок будет невкусным (умным), то что произойдет?
Дети: Лиса его не съест и он спасется.
В. Составление творческих рассказов детьми.
Дети надевают маски и разыгрывают сказку со «счастливым» концом. (Колобок спасается от лисы).
4. Итог занятия.
Педагог: Как мы спасли колобка?
Ответы детей.
Любовь Витальевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Антонова Елена Вадимовна