Конспект занятия внеурочной деятельности по математике на тему «Масштаб» (2 класс)
Цели и задачи: 1.Образовательные: Закрепить у детей умение работать с масштабом. 2.Развивающие:Развивать в детях умение работать в коллективе и воспитывать уверенность в себе. Развивать вычислительные навыки, интерес к математике.
3.Воспитательные. Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность, культуру поведения во время работы в группе.
Результаты урока:
Предметные:
Понимать, что такое масштаб, уметь его находить. Уметь решать задачи практической направленности на нахождение расстояния между объектами на карте.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель, проговаривать последовательность действий в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и комментировать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные на уроках окружающего мира.
Личностные:
Проявление любознательности и заинтересованности в изучении темы. Уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формы работы учащихся: групповая.
Ход занятия
Добрый день! Слайд 1
Поприветствуем гостей. Начнем наш математический квест. Итак, мы отправляемся в путешествие по материкам и странам в поисках клада. Спутником нашей игры будет смайл. Он придаст нам заряд энергии, бодрости духа и хорошего настроения. Слайд 2
Ребята, работаем в группах. У каждой группы свой цвет: красный, зеленый, желтый, голубой. Задания будете получать в соответствующих цвету группе конвертах.
В каждом конверте новое задание.
Только выполнив задание, вы найдете в конверте указание, куда следовать дальше. Там вы найдете новое задание. Вперед, на поиски клада.
Но, чтобы отправиться в путь, нужно расшифровать код доступа к игре.
Каждое число обозначает букву.
14 1 19 26 20 1 2 (Масштаб) Слайд 3
Делаем вывод: чему посвящена игра?
--Что такое масштаб? Что он показывает? (Во сколько раз уменьшено или увеличено изображение) Где используются масштаб? ( при создании чертежей, схем, при составлении планов, карт) Слайд 4
Ребята, а для чего мы будем использовать масштаб?
(Сегодня мы повторим и закрепим знания о масштабе, будем вычислять расстояние на карте с помощью масштаба. )
Карта является путеводителем путешественников. А мы сегодня на занятии путешественники.
Итак, в путь! Ребята, а какие действия надо сделать, чтобы вычислить расстояние согласно масштабу? Слайд 5
Первый конверт с заданием у вас на столе. Выполнив задание, занесите результат в данную таблицу (путевой лист) на доске.
Первый материк, куда мы отправимся, это Северная Америка. Слайд 6
Дорогие мои путешественники, а что вы знаете об этом материке.
Там растут самые высокие деревья в мире – секвойя . Поражает диаметр секвойи — 12 метров! Больше машины в два раза! А самая высокая секвойя
в три раза выше обычной 12-этажки!
Ребята, а сколько это метров, если считать , что один этаж – 3 метра?
А теперь работаем в группе. За прохождение каждого этапа пути вы. Ребята, получаете пазл. Откладывайте его в сторонку.
Северная Америка.
1 красный конверт: 1 группа Определить протяженность материка с севера на юг по крайним точкам.
1 желтый конверт: 2 группа Определить протяженность материка с запада на восток по крайним точкам.
1 голубой конверт: 3 группа Определить протяженность самой большой страны материка с севера на юг по крайним точкам.
1 зеленый конверт: 4 группа Определить протяженность самой большой страны материка с запада на восток по крайним точкам.
По окончании работы один ученик пишет на доске, а другой ученик из группы ищет задание.
Молодцы, ребята! Сравните, данные ваши измерения близкие к настоящим.
Следующим этапом нашего пути является материк ….. (Южная Америка) Слайд 7
Что интересного сообщите мне о Южной Америке?
(Только там мы можем встретить большую змею – анаконду.)
А давайте подсчитаем её размер.
Варан имеет длину 200 см, а крокодил длиннее варана в 3 раза, а змея анаконда на 363 см длиннее крокодила. Какова длина анаконды?
А сейчас определяем размеры этого материка и самой большой его страны.
Южная Америка
2 красный конверт: 1 группа Определить протяженность материка с севера на юг по крайним точкам.
2 желтый конверт: 2 группа Определить протяженность материка с запада на восток по крайним точкам.
2 голубой конверт: 3 группа Определить протяженность самой большой страны материка с севера на юг по крайним точкам.
2 зеленый конверт: 4 группа Определить протяженность самой большой страны материка с запада на восток по крайним точкам.
По окончании работы один ученик пишет на доске, а другой ученик из группы ищет задание.
Проверяем измерения.
На каком материке мы оказались сейчас? (Африка) Слайд 8
А что вы запомнили об Африке?
(Много интересного можно сказать об Африке. Вот, например, всем известный грациозный жираф встречается на воле только в Африке. Его высота 6 м.)
А ну ка, ребята поразмыслите - ка, достанет жираф листья дерева, нижние ветки которого расположены на высоте, равной 58 дм?
И снова самостоятельная работа по нахождению расстояния, используя масштаб.
Африка
3 красный конверт: 1 группа Определить протяженность материка с севера на юг по крайним точкам.
3 желтый конверт: 2 группа Определить протяженность материка с запада на восток по крайним точкам.
3 голубой конверт: 3 группа Определить протяженность самой большой страны материка с севера на юг по крайним точкам.
3 зеленый конверт: 4 группа Определить протяженность самой большой страны материка с запада на восток по крайним точкам.
По окончании работы один ученик пишет на доске, а другой ученик из группы ищет задание.
Проверяем измерения.
Наше путешествие продолжается и следующая остановка на материке ….(Австралия) Слайд 9
Думаю большинство из вас знают, чем известна природа Австралии?
Конечно, только в Австралии обитают сумчатые животные. И одно из них это…(кенгуру)
На поляне поутру встретил стадо кенгуру. В стаде 35 голов (Я поклясться в том готов). Ног - 120! Как же братцы? Помогите разобраться!
Исследуем размеры материка.
Австралия
4 красный конверт: 1 группа Определить протяженность материка с севера на юг по крайним точкам.
4 желтый конверт: 2 группа Определить протяженность материка с запада на восток по крайним точкам.
4 голубой конверт: 3 группа Определить протяженность самой большой страны материка с севера на юг по крайним точкам.
4 зеленый конверт: 4 группа Определить протяженность самой большой страны материка с запада на восток по крайним точкам.
По окончании работы один ученик пишет на доске, а другой ученик из группы ищет задание.
Проверяем измерения.
Вам не холодно? Почему я это спросила? Да, мы в Антарктиде. Слайд10
Там обитает самая большая птица, которая не летает. Но замечательно плавает. Это …(Пингвин)
Два пингвина отправились на поиски пищи в противоположных направлениях. Один плыл со скоростью 20 км/ч, а другой со скоростью 25 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 2 часа?
Исследовать Антарктиду мы не будем (там нет стран, т.к. нет постоянного населения) Но указание выполним.
А теперь посмотрите, сколько материков мы посетили? (5)
А сколько их всего? (6)
Какой материк осталось нам посетить? (Евразию) Слайд11
Нигде мы не встретим такого животного, как панда, только в Евразии, а именно в Китае. На воле , к сожалению, осталось лишь около 1000 панд.
А вы знаете, ребята, что панды большую часть суток едят – 15 часов. Панда в сутки съедает 20 кг бамбука. Сколько съедят бамбука за сутки 1000 особей?
Примемся за вычисление размеров материка и страны.
Евразия
6 красный конверт: 1 группа Определить протяженность материка с севера на юг по крайним точкам.
6 желтый конверт: 2 группа Определить протяженность материка с запада на восток по крайним точкам.
6 голубой конверт: 3 группа Определить протяженность самой большой страны материка с севера на юг по крайним точкам.
6 зеленый конверт: 4 группа Определить протяженность самой большой страны материка с запада на восток по крайним точкам.
По окончании работы один ученик пишет на доске, а другой ученик из группы ищет задание.
Проверяем измерения. Ребята, а для того, чтобы быстрее измерять
расстояния на картах картографы используют инструмент с колёсиком и шкалой километров (метров ) – курвиметр Слайд 12
А теперь, ребята наша задача: определить размеры материков и выявить самый большой. Что для этого нужно? (Найти площадь)
Да. Ребята, но т.к. мы не можем определить площадь по данным размерам, потому что материки не имеют форму квадрата, то вы мысленно прикиньте, какой из материков будет иметь самую большую площадь? (Евразия)
Проверяем по точным данным.
Аналогично, проверим размеры стран. Выявляем самую большую страну.
Какая это страна? ( Россия.)
ИТОГ Слайд 13 -14
Самый большой материк – Евразия, самая большая страна – Россия. Наша страна не только самая большая, но и сильная держава, богатая природными ресурсами и духовными ценностями. Ведь не зря говорят, нет места краше, чем родина наша!
Вы – будущее России! Любите и берегите свою родину!
Во время путешествия вы заработали несколько пазлов. Соберите, пожалуйста их в картинки.
Дети собирают заработанные пазлы: Слайд 15
1 группа—бурый медведь 2 группа – береза
3 группа -- ромашка 4 группа – голубь
Что у вас получилось? (Это растения и животные России.
Это символы России, а голубь – птица мира. Говорят, не нужен клад, когда в семье лад. А наша страна – это большая семья. И хорошо, когда все живут в мире и согласии. Вот большая ценность, вот это клад!
Слайд 16
А еще кладом являются ваши знания и умения, что вы усвоили на занятии. Поднимите руки, кто может вычислять расстояние по карте согласно масштабу. Молодцы. Это вам очень пригодиться в 5 классе.
А у меня для вас есть еще клад со сладкими ценностями. Но они под кодовым замком. А код у вас.
Приподнимите пазлы и на обратной стороне вы увидите цифру, она и будет частью кода.
Каждая группа набирает свою цифру соответственно своим номерам групп и открывают кодовый замок.
Молодцы! С заданием справились. Игра успешно завершена. Спасибо за работу.
Приложение
1 группа Определить протяженность материка с севера на юг по крайним точкам.
2 группа Определить протяженность материка с запада на восток по крайним точкам.
3 группа Определить протяженность самой большой страны материка с севера на юг по крайним точкам.
4 группа Определить протяженность самой большой страны материка с запада на восток по крайним точкам.
Красные конверты
1 парта 1 ряд, справа в парте красный конверт №2
Левое окно, справа красный конверт №3
1 шкаф слева верхняя полка красный конверт №4
3 ряд 1 парта справа красный конверт №5
Теремок крыльцо красный конверт №6
Желтые конверты
Правое окно слева желтый конверт №1
За доской справа желтый конверт №2
1 шкаф слева средняя полка желтый конверт №3
2 ряд 1 парта справа желтый конверт №4
Учительский стол желтый конверт №5
Голубые конверты
1 парта 2 ряд в парте слева голубой конверт №2
Средний шкаф в полке справа голубой конверт №3
Левое окно слева голубой конверт №4
1 парта 2 ряд слева в парте голубой конверт №5
Стена сзади «Наш досуг» голубой конверт №6
Зеленые конверты
1 шкаф справа средняя полка зеленый конверт № 2
2 парта 1 ряд справа в парте зеленый конверт № 3
Правое окно зеленый конверт №4
За доской справа внизу зеленый конверт №5
1 парта 1 ряд слева в парте зеленый конверт №6
Путевой лист
№ | Название материка | П лощадь | Протяженность материка | Название самой большой страны континента | П лощадь | Протяженность страны | ||
С севера на юг | С запада на восток | С севера на юг | С запада на восток | |||||
1. | Северная Америка | 24,7 млн. км2 | | | Канада | 9,9 млн. км2 | | |
2. | Южная Америка | 17,8 млн. км2 | | | Бразилия | 8,5 млн. км2 | | |
3. | Австралия | 7,6 млн. км2 | | | Австралия | 7,6 млн. км2 | | |
4. | Африка | 30,3 млн. км2 | | | Алжир | 2,4 млн. км2 | | |
5. | Антарктида | 14 млн. км2 | 2 997 км | 4 551 км | - | - | - | - |
6. | Евразия | 54,7 млн. км2 | | | Россия | 17,1 млн. км2 | | |
код | | | | | |