МАСШТАБ
Цель: изучение специальных и общих методов решения задач на нахождение масштаба.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Что называется отношением?
2. Что показывает отношение?
3. Буратино решил найти отношение массы котенка к массе слона. Котенок весит 300 г, а слон – 3 т. «Составим отношение 300 : 3», – сказал Буратино. – «Котенок в 100 раз тяжелее слона». Прав ли Буратино?
4. Найдите отношение:
а) чисел: 8 и 2; 1 и 10;
б) величин: 2 см и 4 см; 3 см и 6 м; 45 см и 5 км.
5. Во сколько раз число 8,4 больше числа 4,2?
6. Выразите:
1) в километрах: |
2) в метрах: |
а) 32 000 000 см = 320 км; |
а) 32 000 000 см = 320 000 м; |
б) 600 000 см = 6 км; |
б) 600 000 см = 6000 м; |
в) 32 000 см = 3 км 20 м; |
в) 32 000 см = 320 м; |
г) 5 000 000 см = 50 км; |
г) 5 000 000 см = 50 000 см. |
Математический диктант.
1. Чему равно отношение: 20 к 4; к ?
2. Отношение какого числа к числу 7 равно 3?
3. Отношение числа 18 к числу х равно 3. Найти х.
4. Заменить отношением натуральных чисел отношение дробных:
: ; : .
5. Упростить отношение чисел: 202 : 606; 18 : 24.
II. Изучение нового материала
Посмотрите на карту Донецкой области. Найдите главный город нашей области – Донецк и наш родной город – Амвросиевку. Давайте найдем расстояние от Амвросиевки до Донецка (используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? Скажите, а в действительности это такое же расстояние? Нет. Какое расстояние от Амвросиевки до Донецка в действительности мы вычислим чуть позже.
Обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1 : 100 000 называется численным.
Пример 1. Масштаб на карте 1 : 20 000. Расстояние между двумя городами на карте 25 см. Каково расстояние между этими городами на местности?
(25 см 20 000 = 5 км)
Пример 2. Расстояние между двумя городами 200 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 5 000 000?
(200 км : 5 000 000 = 4 см)
Пример 3. Расстояние между городами А и В равно 45 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 15 см. Определите масштаб карты. (4 см)
III. Решение упражнений.
№ 22(д-з), № 23(б, в) № 24(г-е).
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание: § 1.2, № 22(а, б), № 23(а), № 24(а, б).
Творческая работа. «План квартиры» (на листе А4 в масштабе 1 : 100).
Елена Вениаминовна Чурина
Сафронова Ирина Александровна