Выступление «Духовно-нравственное воспитание школьников через чтение художественной литературы»

4
0
Материал опубликован 18 April 2021 в группе

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка» ХМАО-Югры

Иванова Анна Евгеньевна


Духовно-нравственное воспитание школьников

через чтение художественной литературы


Формирование взглядов и убеждений современных школьников является одной центральных задач воспитательного процесса. Именно в этом возрасте происходит выработка мировоззрения, с которым молодые люди идут по жизни после окончания школы. Интеллектуальный уровень любой страны можно охарактеризовать уровнем образованности и воспитанности молодого поколения. И это не столько уровень полученных знаний и эрудиции, это, скорее всего, именно уровень мировоззрения человека. Оно, конечно, формируется сначала в семье, и только потом в образовательных учреждениях. [1]. В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [2].

Нравственное воспитание – одна из сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [3]. Понятие «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. В этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Главная цель нравственного воспитания не «внушение добра», как его понимаем мы, воспитатели, не внедрение в детей путём подражания и других психических процессов чисто автоматического характера нашего нравственного идеала, а пробуждение в ребёнке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества, для которого наш нравственный идеал является только материалом, свободно и творчески перерабатываемым в более высокие формы. Соответственно, возникает вопрос: как корректно использовать религиозные основы в процессе обучения, на каких уроках осуществлять нравственное воспитание. На мой взгляд – это предметы гуманитарного цикла: потенциальные возможности истории, литературы, обществознания очень велики. И педагог-словесник, и педагог-историк имеют уникальную возможность активно влиять на развитие подрастающего поколения силой своего живого слова, а не новомодными компьютерными технологиями. Но, несомненно, любой другой урок, внеклассные мероприятия и даже перемена могут иметь повод для того, чтобы преподать детям урок нравственности.

Без хорошо организованной практической деятельности и умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения [4]. Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие — всё это основные вопросы, поднимаемые в художественных произведениях. Литература выступает в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Мне, как учителю русского языка и литературы, страшно наблюдать равнодушие к литературе у современной молодежи.

Как же вызвать интерес к чтению? Как сделать так, чтобы личность человека, его внутренний мир стали для наших ребят величайшими ценностями, к которым надо бережно и любовно относиться? Как научить их понимать себя и окружающих людей?

Опрос, проведенный в 10-11 классах (участвовало 32 чел.) показал, что наиболее важным для детей является семья, на втором месте- друзья, на третьем месте – учеба, далее – карьера, книги – с 4 места и далее. На вопрос «На что потратите деньги, если выиграете миллион?» ответы были такие: на учебу, на квартиру, путешествия, машину, отдых, развлечения, хорошие книги. 9 человек из 32 вообще бы не потратили деньги на книги. На вопрос «Какие книги читаете?» были получены следующие ответы: фантастику детективы, психологию, про любовь научную литературу, классику. Ответы показывают, что современные школьники не утруждают себя чтением. Эти результаты отражают общее снижение интереса к книге. Сейчас нет культа книги, всеобщей «заразительности», когда потрепанная книга переходила из рук в руки и не прочитавший ее был не понят. Дефицита книг нет, а то, что доступно и не запретно, то неинтересно. И это, к сожалению, веяние времени, факт нашей современности.

Кроме того, в наш информационный век чувства, переживания, отношения уходят на второй план. Главное сейчас информация, поэтому интересны детективы, фантастика, научная литература. А между тем, человеческий мозг устроен так, что лучше воспринимать информацию через художественные образы, нежели через научные выкладки. Ведь писатель не просто передает информацию: произведения классиков обладают огромной силой воздействия на человеческую душу, способны вызвать те или иные чувства, заставляют думать о собственной жизни, иногда даже пересматривать свое мировоззрение.

Через обучение происходит последовательное приобщение учащихся к нравственным, общечеловеческим ценностям. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами художественной литературы, русские методисты В. Виноградов и А. Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении учащихся, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если после чтения не последует никакой беседы на моральную тему» [5]. Главная задача — создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха, раскрытие его внутренних способностей, т. е. «дать ему светить». Пока человек не познает сам себя, свои возможности, свое предназначение — он будет игрушкой в руках судьбы. Если же он начнет задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем — это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону… Проблемы счастья, поиска смысла жизни, любви, правды и лжи проходят сквозь всю русскую литературу. И каждый раз, обращаясь к ним, мы растем и развиваемся как личность. И это касается не только наших учеников. Каждый урок — повод задуматься и учителю, и ученику.

Смысл образования не только в получении знаний, его цель – воспитать гармонически развитую личность. Однако нацеленность на подготовку узких специалистов и привела к духовному кризису общества. Психолог В. П. Зинченко писал по этому поводу: «Мы забыли о том, что школа должна выводить, прежде всего, в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, учёные, патриоты и т. д.» [6]. Образование – длительный этап жизни человека, в эти годы он не только обучается, но и формируется как личность, причём не только в стенах школы, но и дома, с друзьями, в контактах с родной природой и малой родиной, осмысляя человеческую жизнь вообще. Извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская литература, – одно из направлений для роста личности в трудную пору её становления.

Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. «Кто я есть? Что я есть? И куда же потом?». На эти извечные вопросы, которые стоят перед человечеством с незапамятных времен, нелегко найти ответы. Русская литература выполняет миссию путеводного огонька, помогая нам найти свой путь в жизни, решая сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения, пытаясь вернуть людям веру в высшие идеалы и гуманные ценности, веру в себя, в собственные силы, научить нас любить, творить добро, быть счастливыми и милосердными. И если хотя бы часть из моих учеников после прочтения того или иного произведения изменятся нравственно, задумываются над поставленными вопросами — это моя победа.


Список литературы

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15-45.

2. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. / В. А. Сухомлинский. – М, 1980. – 486 с.

3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. / Л. И. Божович. // Вопросы психологии. – М. : Просвещение, 1975. – с. 225 – 326.

4. Васильева, З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. / З. Н. Васильева. – М. : Просвещение, 1978. – 354 с.

5. Козлов, Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. / Э. П. Козлов. – Ростов : изд-во Ростовского ун-та, 1983. – с. 31 – 40.

6. Зинченко В. П. Перспективы ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. – 2000. – N2. – с. 24

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.