Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию
Конспекты непосредственно образовательной деятельности
по ЛЕГО - конструированию
Описание совместной деятельности в средней группе
Постройка общей ограды, башен, лестниц
Программное содержание:
- закрепление навыков постройки ограды, башен, лестниц;
- ознакомление детей с конструктивными особенностями башен;
- введение понятия устойчивости башен.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, пластины, окошки, горки;
- демонстрационный — декорация к сказке, собранная педагогом из конструктора и выставленная на демонстрационном столе.
Ход занятия:
«Жил на свете один Великан в неприступной мрачной башне. Ее окружал прекрасный сад. Когда Великана не было дома, в сад пробирались дети и играли там. Как-то Великан вернулся домой раньше обычного и обнаружил в саду детей. Он так разозлился, что прогнал ребятишек и решил построить вокруг сада ограду. Ворот он не сделал — ведь сам он был очень высоким и мог просто перешагнуть через ограду.
Построил Великан ограду и удалился в свою башню, сидел он у окна и смотрел, как бы кто не перелез к нему в сад».
Далее педагог напоминает ребятам принципы построения замкнутой ограды, разбивает детей на группы и предлагает каждой группе соорудить свою замкнутую ограду. В средней группе, в отличие от младшей, план ограды не используется. Ребята сами должны из кирпичиков выложить первый ряд загородки, следя за тем, чтобы противоположные стороны были равны. При необходимости педагог оказывает им помощь. Вторым рядом кирпичиков ребята скрепляют ограду и заканчивают постройку самостоятельно.
Затем педагог проводит беседу о башнях, отмечая их конструктивные особенности — значительное превышение размеров по высоте. Объясняет, что чем шире основание башни и чем лучше скреплены детали между собой, тем постройка получается устойчивее. Дети возводят башни внутри ограды и строят лестницы.
Конструирование ворот
Программное содержание:
- закрепление навыков постройки ворот;
- обучение использованию мерки — полукирпичика — для сравнения ворот по ширине.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, пластины, горки, лапки, клювики, овальные детали, фигурки человечков;
- демонстрационный — модель жилища Великана, окруженная оградой с воротами.
Ход занятия:
Педагог продолжает рассказывать историю про Великана-эгоиста.
«Великан сидел, скучал в своей башне, смотрел в окно и ждал, когда к нему в сад придет весна, распустятся деревья, но весна все не приходила и не приходила. (Почему?)
Тогда Великан понял, что без детского смеха в саду очень грустно. Он проделал в ограде проем и построил ворота, чтобы дети могли свободно заходить в сад. И сразу же в сад пожаловала весна».
Педагог напоминает детям, из каких основных частей состоят ворота, что они могут быть разными по высоте и ширине. Ширина ворот зависит от размеров перекрытия. Ребята строят ворота по замыслу и сравнивают их по ширине, используя в качестве мерки полукирпичик.
Моделирование фигуры Великана
Программное содержание:
- закрепление навыков моделирования человеческой фигуры;
- обучение конструированию туловища и ног большого размера;
- развитие конструктивного воображения детей.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, овальные детали, окошки, горки, клювики;
- демонстрационный — модель фигуры великана.
Ход занятия:
Педагог заканчивает рассказывать историю про Великана-эгоиста.
«Малыши прибежали в сад, зазвучал смех, распустились деревья, зазеленела молодая трава, запели птицы. Великан построил детскую площадку в саду, соорудил лестницу для детей, чтобы они могли навещать его в башне».
Педагог демонстрирует модель фигуры Великана, собранную из деталей конструктора. Отмечает, что у Великана, так же как и у любого человека, есть голова, шея, туловище, руки, ноги. Только все это больших размеров. Показывает, каким образом можно сделать большое туловище и огромные ноги. Например, для туловища можно взять два длинных кирпичика, поставить их друг за другом, соединив длинными сторонами, а на них сверху установить поперек кирпичики на 8 кнопочек.
Для ног в первом ряду можно поставить два кирпичика на 8 кнопочек, соединив их длинными сторонами. Во втором ряду — такие же кирпичики поставить поперек нижних кирпичиков.
Педагог убирает образец и ребята самостоятельно строят из деталей конструктора фигуру Великана.
Моделирование фигуры орла
Программное содержание:
- закрепление умения передавать характерные особенности фигуры птицы средствами конструктора.
Материал:
- раздаточный — кирпичики разного размера, полукирпичики, полукирпичики с глазками, клювики, пластины;
- демонстрационный — иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит», декорации к ней, собранные педагогом из конструктора.
Предварительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
Ход занятия:
Педагог загадывает детям загадку:
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).
Затем вспоминает с детьми сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Обыгрывает действия ее на демонстрационном столе. Задает ребятам вопрос: кто помог доктору перелететь через горы? Просит рассказать, как выглядит орел, какого размера эта птица, какой у нее размах крыльев. Предлагает детям построить модель орла и по желанию — модель доктора Айболита.
Создание модели любимого животного
Программное содержание:
- закрепление умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора;
- развитие фантазии и диалоговой речи детей.
Материал:
- раздаточный — кирпичики разного размера, полукирпичики, полукирпичики с глазками, овальные детали с глазками, клювики, лапки;
- демонстрационный — иллюстрации к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит», декорация сказки, собранная педагогом на демонстрационном столе.
Ход занятия:
Педагог спрашивает, каких зверей лечил доктор Айболит в Африке, чем он их лечил и от каких болезней. Затем предлагает ребятам создать модель их любимого животного. При необходимости дает картинку с изображением персонажа. Помогает выделить характерные особенности животного и отобрать детали, которыми наилучшим образом можно передать форму его тела.
Дети строят модель своего любимого животного, придумывают, что у него болит, и идут лечить к доктору Айболиту. Рассказывают ему, что болит у их любимца, и просят доктора помочь. За доктора может говорить кто-то из детей. Доктор всех выслушивает, вылечивает и делает с ребятами зарядку:
Дышите — не дышите, Дышите — не дышите. Все в порядке, отдохните! Вместе руки поднимите! Превосходно, опустите. Наклонитесь, разогнитесь И в веселый пляс пуститесь.
Зимние развлечения — моделирование снеговиков и постройка зимней игровой площадки
Программное содержание:
- развитие фантазии и воображения детей;
- закрепление навыков постройки ограды и ворот;
- обучение созданию на плате сюжетной композиции.
Материал:
- раздаточный — большие платы и детали конструктора; демонстрационный картинки с изображением снеговика и зимних развлечений.
Ход занятия:
Педагог читает детям стихотворение «Зима»:
Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На елке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается!
Затем беседует с детьми о зиме, зимних развлечениях и зимних видах спорта и читает стихотворение-загадку о снеговике:
Мы катаем снежный ком,
Снежный ком,
Круглый ком,
Мы катаем снежный ком,
Ставим рядышком с кустом.
Мы катаем снежный ком, Снежный ком, Круглый ком, Мы катаем снежный ком И на первый ком кладем.
Мы катаем снежный ком, Снежный ком, Круглый ком, Мы катаем снежный ком И наверх его кладем.
Педагог спрашивает у детей, о чем это стихотворение, и предлагает самим соорудить снеговика из деталей конструктора. Затем раздает большие платы, чтобы малыши могли построить зимнюю детскую площадку с оградой и воротами и обыграть свои постройки.
Пример снеговика:
«Там чудеса, там леший бродит» — конструирование модели чудища по собственному замыслу
Программное содержание:
- развитие фантазии и воображения детей;
- формирование конструктивных навыков для передачи замысла постройки.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, полукирпичики с глазками, овальная деталь с глазками, клювики, лапки, горка;
- демонстрационный — иллюстрации к сказкам, декорация сказочного леса (дуб с золотой цепью, избушка на курьих ножках, Баба Яга, леший, собранные педагогом из деталей конструктора).
Ход занятия:
Педагог вводит детей в мир сказки, читает вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под, ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
«В леса-чудеса мы поедем с тобой». Моделирование фантастического животного
Программное содержание:
- создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов;
- обучение оформлению своего замысла путем предварительного рассказа;
- развитие умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики с глазками, полукирпичики, овальные детали, горки, клювики, лапки;
- демонстрационный — сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора.
Ход занятия:
Педагог создает игровую ситуацию: на демонстрационном столе выставляет игрушечные елочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: «Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и ее сынок — зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что ее сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чем дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка, мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. — Не грусти, милый, — говорит Зайчиха, — давай отправимся с тобой в путешествие!"»
Педагог читает отрывок из стихотворения «Леса-чудеса».
В леса-чудеса Мы поедем с тобой. Там бродит у озера Лось голубой.
Там чащу хвостом Подметает Лиса, Чтоб чистыми были Леса-чудеса.
В леса-чудеса Мы поедем. Там встретимся С умным Медведем, Заглянем к Сове В дупло. В дупле у Совы Тепло и светло...
А после
Я приглашу Сову, И все мы отправимся В гости ко Льву. Живет он под горкой В пещере, «Лев добрый» —
Табличка на двери, И добрый Лев Тебе лапу подаст И промурлычет: «Здр-р-раст!» А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй — Ведь это такой удивительный
край!
Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. Расспрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз.
Ребята создают модели — каждый своего зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живет и чем питается.
Создание сказочного средства передвижения
Программное содержание:
- развитие фантазии и конструктивного воображения;
- обучение планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете.
Материал:
- раздаточный — кирпичики, полукирпичики, платы, окошки, горки, клювики, овальные детали;
- демонстрационный — иллюстрации к сказкам, сказочный город, построенный из деталей конструктора.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». Ход занятия:
Педагог представляет детям сказочное царство, выстроенное перед этим занятием ребятами старшей группы, и задает вопросы к сказке «Волшебное кольцо». Заостряет внимание детей на том, что пока Журка с Васькой бегали за кольцом и ссорились, Мартынка чуть не умер с голоду. Затем ребята вспоминают, на чем путешествуют герои разных сказок, и педагог предлагает им построить такое средство передвижения, чтобы Журка с Васькой смогли быстрее доставить кольцо хозяину. Конечно, этот сказочный транспорт должен быть красивым, необычным.
Педагог расспрашивает детей о том, какую конструкцию они задумали, как она передвигается. Ребятам, которые захотели создать ковер-самолет, педагог раздает большие платы и помогает выложить симметричный узор. Тем, кто пожелал построить печку-самоходку, предлагает иллюстрации, изображающие печь, выделяет ее основные части.
В конце занятия преподаватель расспрашивает детей о созданных ими чудесах техники и делает вывод, что теперь Мартынка не погибнет от голода.