Конструкт игровой НОД с детьми младшей группы по развитию речи Квест – игра «Маленькие помощники»
Конструкт игровой НОД с детьми младшей группы по развитию речи
Квест – игра «Маленькие помощники»
Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по развитию речи, 3 – 4 года.
Цель: Создание игровой ситуации, способствующей раскрытию речевых умений детей, обобщению знаний о домашних животных.
Задачи
1. Обучающие: расширять и активизировать словарный запас детей; закрепить знания о домашних животных, их детенышах и жилищах.
2. Развивающие: развивать речевые способности детей: побуждать поддерживать беседу, составлять простые предложения, называть детенышей животных в единственном числе, именительном падеже, правильно произносить звуки [С] и [Сь]; развивать воображение, фантазию; развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление, развивать слуховое и зрительное восприятие, мелкую и крупную моторику.
3. Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, терпение; воспитывать бережное отношение и интерес к домашним животным, умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование и материалы: кукла «Бабушка» (театр би-ба-бо), картинка «велосипед»; аудионоситель с музыкальными файлами «Кручу, кручу, кручу педали кручу»; игрушки: собака, лошадь, курочка, корова; картинки «Домашние животные» (животное, один и много детенышей); столы и стулья; картинки - раскраски «Домашние животные».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «домашние животные и их детеныши», «транспорт»; разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастик, физ. пауза.
Планируемый результат: в игровой ситуации дети проявляют и развивают речевые умения, обобщают и закрепляют знания о домашних животных, совершенствуют навыки совместной деятельности.
В ходе организации совместной непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной.
Ход НОД
Последовательность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность
Актуализация знаний детей
Воспитатель приглашает детей присесть на ковер и взяться за руки:
– Ты мне друг, и ты мне друг!
Вот какой дружный круг!
– Вы любите гостить у бабушки с дедушкой? (-Да.)
– Давайте представим, как к разным бабушкам и дедушкам приезжают разные внуки. Я начну, а вы мне подыграйте!
Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»:
– Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)
– С ними худые, лишь кожа да кости («Худышки»)
– Толстые внучки приехали тоже («Толстячки»)
– С ними худые – лишь кости да кожа («Худышки»)
– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («Улыбочка»)
– Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)
Дети усаживаются кругом на ковре, берутся за руки и повторяют слова.
Дети отвечают.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику изображая разные артикуляционные позы.
Дети настраиваются на совместную деятельность.
Привлечение внимания детей упоминанием о значимых людях.
Артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат детей к выполнению заданий.
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию
Актуализация знаний детей
Включение детей в целеполагание
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
Раздается стук. Воспитатель подходит к двери и надевает (на руку) куклу бабушку (театр би-ба-бо).
- Ребята, к нам пришла бабушка. Давайте с ней поздороваемся!
Бабушка:
- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы попросить о помощи. Я забыла запереть на ночь домашних животных. И они убежали! Коровы нет в коровнике, лошади нет в конюшне, курочки в курятнике, а собаки нет в конуре...
- Коровка приносит мне молоко, курочка яйца, а потом я на лошадке везу это все на рынок и продаю. А собачка в это время охраняет мой дом. Плохо и скучно мне без них. Поможете мне их отыскать?
- Тогда я буду вас ждать! Приезжайте!
Воспитатель «провожает» куклу - персонажа до двери и без нее возвращается к детям:
- Ребята, если вы правда хотите отправиться на помощь, то нужно собираться. На чем же мы поедем?
- Отгадайте загадку:
Руль, колёса и педали. Транспорт для езды узнали? Тормоз — есть, кабины — нет. Мчит меня… (Велосипед) (картинка велосипеда)
- Поедем на велосипедах! Но сначала надо накачать колеса. Возьмем большой насос, и будем нажимать ногой на педаль: «С-с-с-с-с».
Проверьте колеса: «Ссссссс...». Нужно еще немного подкачать. Возьмем маленький, ручной насос: «Сь-сь -сь-сь-сь». Колеса накачены! Крепко держитесь за руль и поехали!
Воспитатель включает аудионоситель и под музыкальное сопровождение «едет» с детьми.
Дети здороваются с игровым персонажем.
Дети отвечают на вопрос
Дети предлагают варианты ответа
Дети отгадывают загадку
Дети имитируют работу с ножным и ручным насосом, произносят звуки [С] и [Сь]
Дети имитируют езду на велосипедах под музыку
Привлечение интереса детей.
Создание мотивации на дальнейшую игровую деятельность. Закрепление названий помещений для содержания домашних животных. Воспитание доброго отношения к людям и животным. Закрепление значимости и важности животных.
Актуализация знаний детей о видах транспорта. Развитие воображения
Дети проявляют двигательную активность, упражняются в произношении звуков [С] и [Сь]
Проблемный вопрос
- Вот мы и приехали.
- Присаживайтесь на лавочки.
- Ребята, а кто это жужжит?
- Чтобы осы нас не тронули, надо сказать волшебные слова. Я буду говорить, а вы повторяйте:
Са-са-са – это к нам летит оса.
Су-су-су – мы увидели осу.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
- Подуем на ос, чтобы они улетели!
- А кто нас здесь встречает?
- Здравствуй, собачка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в твою конуру?
- Ребята, похоже, что собачка нас боится. Давайте расскажем о собачке, и она узнает, что ребята у нас добрые.
Дети усаживаются на лавочки, рядом находится игрушка-собака
Дети отвечают на вопрос
Дети повторяют чистоговорку.
Дети выполняют дыхательное упражнение
Дети отвечают на вопрос
Дети упражняются в проговаривании звука [С]
Дети выполняют дыхательную гимнастику
Новое знание, расширение активного словаря
Воспитатель помогает детям рассказать о собаке:
- Где живет?
- Какая она?
- Что она может делать?
- Что она любит кушать?
- Понравился тебе, собачка, наш рассказ? (Собака идет к детям).
- Вика, проводи собачку к дому. Там рядом ее конура.
Дети рассказывают о собаке по наводящим вопросам
Ребенок относит игрушку собаку к дому
Дети упражняются в составлении рассказа по игрушке при помощи наводящих вопросов.
Включение детей в активную деятельность
Воспитатель ведет детей к игрушке лошади.
- Здравствуй, лошадка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в конюшню? (Лошадь пятится от детей).
- Давайте покажем лошадке, какую физ. минутку мы знаем. Я буду рассказывать стишок, а вы выполняйте движения.
Конь копытом застучал, (руки на пояс, топают ногой)
Головою покачал, (качают головой)
Низко голову склонил (наклоняют голову)
И воды в реке попил.
Снова голову поднял (поднимают голову)
И по полю поскакал. (руки на пояс, движения по кругу)
-Видишь, лошадка, наши ребята добрые. Алиса, отведи лошадку, там ее конюшня.
Дети идут за воспитателем
Дети встают в круг и выполняют движения.
Ребенок относит игрушку лошадку к дому
Развитие крупной моторики и координации движений при выполнении физ. минутки.
Самостоятельная деятельность детей, деятельность в парах
Воспитатель ведет детей к игрушке курочке.
- Здравствуй, курочка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в курятник?
- Ребята, давайте покажем курочке, что мы знаем и животных, и их детенышей, и никого не обижаем. Возьмите карточки с животными (собака, кошка, лошадь, свинья, курица, коровка, утка). Подойдите к столу, где найдете детенышей своих животных. Приведите детенышей животных к их мамам.
По очереди расскажем, кому мы помогли.
- Видишь, курочка, наши ребята добрые. Алёна, отнеси курочку к дому. Там рядом ее свинарник.
Дети идут за воспитателем
Дети помогают вести диалог с животным
На столе лежат картинки с детенышами животных.
Дети получают карточки и подбирают ко взрослому животному картинки с соответствующими детенышами.
Дети по очереди называют животных, их детенышей в единственном числе, именительном падеже
Ребенок относит игрушку курочку к дому
Дети упражняются в назывании животных, их детенышей в единственном числе, именительном падеже
Проблемная ситуация
Воспитатель ведет детей к игрушке корове.
- Здравствуй, коровушка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в коровник?
- Ребята, давайте мы сделаем для коровы цветочную полянку. Выполнение аппликации (дети берут готовые заготовки цветочки и делают для коровы «цветочную прлянку»).
- Видишь, коровка, наши ребята добрые. Ярослав, отведи коровку к дому. Там рядом ее коровник.
Дети идут за воспитателем
Дети помогают вести диалог с животным
Дети делают аппликацию, изготавливают подарок корове.
Ребенок относит игрушку корову к дому
Аппликация способствует развитию мышления и мелкой моторики. Увеличивает подвижность пальцев.
Рефлексия
- Ребята, мы всех животных нашли!
Воспитатель подходит к двери и надевает куклу «Бабушка» (кукла театра би-ба-бо).
Бабушка благодарит детей.
- Каким животным мы помогли?
Бабушка прощается с детьми.
Дети подходят к бабушке
Дети рассказывают о своих впечатлениях
Подводится итог деятельности
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье
Воспитатель снимает куклу и предлагает детям вернуться в детский сад на любом транспорте, по выбору детей. Включает музыкальное сопровождение.
- Ребята, Бабушка нам на память послала фотографии своих животных! (раздает картинки для раскрашивания «домашние животные»). Вы можете их взять домой и рассказать родителям о нашем путешествии.
Вот только почему-то фотографии совсем не цветные...
Дети «едут» в детский сад.
Дети решают, что дальше делать с картинкой: раскрашивать в группе или дома, и какие средства им понадобятся.
Дети проявляют двигательную активность.
Дети смотивированы на дальнейшую самостоятельную деятельность.