Конструкт игровой НОД с детьми младшей группы по развитию речи
Квест – игра «Маленькие помощники»
Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по развитию речи, 3 – 4 года.
Цель: Создание игровой ситуации, способствующей раскрытию речевых умений детей, обобщению знаний о домашних животных.
Задачи
1. Обучающие: расширять и активизировать словарный запас детей; закрепить знания о домашних животных, их детенышах и жилищах.
2. Развивающие: развивать речевые способности детей: побуждать поддерживать беседу, составлять простые предложения, называть детенышей животных в единственном числе, именительном падеже, правильно произносить звуки [С] и [Сь]; развивать воображение, фантазию; развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление, развивать слуховое и зрительное восприятие, мелкую и крупную моторику.
3. Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, терпение; воспитывать бережное отношение и интерес к домашним животным, умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование и материалы: кукла «Бабушка» (театр би-ба-бо), картинка «велосипед»; аудионоситель с музыкальными файлами «Кручу, кручу, кручу педали кручу»; игрушки: собака, лошадь, курочка, корова; картинки «Домашние животные» (животное, один и много детенышей); столы и стулья; картинки - раскраски «Домашние животные».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «домашние животные и их детеныши», «транспорт»; разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастик, физ. пауза.
Планируемый результат: в игровой ситуации дети проявляют и развивают речевые умения, обобщают и закрепляют знания о домашних животных, совершенствуют навыки совместной деятельности.
В ходе организации совместной непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной.
Ход НОД
Последовательность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Актуализация знаний детей | Воспитатель приглашает детей присесть на ковер и взяться за руки: – Ты мне друг, и ты мне друг! Вот какой дружный круг! – Вы любите гостить у бабушки с дедушкой? (-Да.) – Давайте представим, как к разным бабушкам и дедушкам приезжают разные внуки. Я начну, а вы мне подыграйте! Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»: – Толстые внуки приехали в гости («Толстячки») – С ними худые, лишь кожа да кости («Худышки») – Толстые внучки приехали тоже («Толстячки») – С ними худые – лишь кости да кожа («Худышки») – Бабушка с дедушкой всем улыбнулись («Улыбочка») – Поцеловать они всех потянулись («Трубочка») | Дети усаживаются кругом на ковре, берутся за руки и повторяют слова.
Дети отвечают. Дети выполняют артикуляционную гимнастику изображая разные артикуляционные позы. | Дети настраиваются на совместную деятельность.
Привлечение внимания детей упоминанием о значимых людях. Артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат детей к выполнению заданий. |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой | Раздается стук. Воспитатель подходит к двери и надевает (на руку) куклу бабушку (театр би-ба-бо). - Ребята, к нам пришла бабушка. Давайте с ней поздороваемся! Бабушка: - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы попросить о помощи. Я забыла запереть на ночь домашних животных. И они убежали! Коровы нет в коровнике, лошади нет в конюшне, курочки в курятнике, а собаки нет в конуре... - Коровка приносит мне молоко, курочка яйца, а потом я на лошадке везу это все на рынок и продаю. А собачка в это время охраняет мой дом. Плохо и скучно мне без них. Поможете мне их отыскать? - Тогда я буду вас ждать! Приезжайте! Воспитатель «провожает» куклу - персонажа до двери и без нее возвращается к детям: - Ребята, если вы правда хотите отправиться на помощь, то нужно собираться. На чем же мы поедем? - Отгадайте загадку: Руль, колёса и педали. Транспорт для езды узнали? Тормоз — есть, кабины — нет. Мчит меня… (Велосипед) (картинка велосипеда) - Поедем на велосипедах! Но сначала надо накачать колеса. Возьмем большой насос, и будем нажимать ногой на педаль: «С-с-с-с-с». Проверьте колеса: «Ссссссс...». Нужно еще немного подкачать. Возьмем маленький, ручной насос: «Сь-сь -сь-сь-сь». Колеса накачены! Крепко держитесь за руль и поехали! Воспитатель включает аудионоситель и под музыкальное сопровождение «едет» с детьми. | Дети здороваются с игровым персонажем. Дети отвечают на вопрос
Дети предлагают варианты ответа Дети отгадывают загадку Дети имитируют работу с ножным и ручным насосом, произносят звуки [С] и [Сь] Дети имитируют езду на велосипедах под музыку | Привлечение интереса детей. Создание мотивации на дальнейшую игровую деятельность. Закрепление названий помещений для содержания домашних животных. Воспитание доброго отношения к людям и животным. Закрепление значимости и важности животных. Актуализация знаний детей о видах транспорта. Развитие воображения Дети проявляют двигательную активность, упражняются в произношении звуков [С] и [Сь] |
Проблемный вопрос | - Вот мы и приехали. - Присаживайтесь на лавочки. - Ребята, а кто это жужжит? - Чтобы осы нас не тронули, надо сказать волшебные слова. Я буду говорить, а вы повторяйте: Са-са-са – это к нам летит оса. Су-су-су – мы увидели осу. Сы-сы-сы – не боимся мы осы. Ос-ос-ос – на поляне много ос. - Подуем на ос, чтобы они улетели! - А кто нас здесь встречает? - Здравствуй, собачка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в твою конуру? - Ребята, похоже, что собачка нас боится. Давайте расскажем о собачке, и она узнает, что ребята у нас добрые. | Дети усаживаются на лавочки, рядом находится игрушка-собака Дети отвечают на вопрос Дети повторяют чистоговорку. Дети выполняют дыхательное упражнение
Дети отвечают на вопрос |
Дети упражняются в проговаривании звука [С]
Дети выполняют дыхательную гимнастику |
Новое знание, расширение активного словаря | Воспитатель помогает детям рассказать о собаке: - Где живет? - Какая она? - Что она может делать? - Что она любит кушать? - Понравился тебе, собачка, наш рассказ? (Собака идет к детям). - Вика, проводи собачку к дому. Там рядом ее конура. | Дети рассказывают о собаке по наводящим вопросам Ребенок относит игрушку собаку к дому | Дети упражняются в составлении рассказа по игрушке при помощи наводящих вопросов. |
Включение детей в активную деятельность
| Воспитатель ведет детей к игрушке лошади. - Здравствуй, лошадка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в конюшню? (Лошадь пятится от детей). - Давайте покажем лошадке, какую физ. минутку мы знаем. Я буду рассказывать стишок, а вы выполняйте движения. Конь копытом застучал, (руки на пояс, топают ногой) Головою покачал, (качают головой) Низко голову склонил (наклоняют голову) И воды в реке попил. Снова голову поднял (поднимают голову) И по полю поскакал. (руки на пояс, движения по кругу) -Видишь, лошадка, наши ребята добрые. Алиса, отведи лошадку, там ее конюшня. | Дети идут за воспитателем Дети встают в круг и выполняют движения.
Ребенок относит игрушку лошадку к дому | Развитие крупной моторики и координации движений при выполнении физ. минутки. |
Самостоятельная деятельность детей, деятельность в парах | Воспитатель ведет детей к игрушке курочке. - Здравствуй, курочка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в курятник? - Ребята, давайте покажем курочке, что мы знаем и животных, и их детенышей, и никого не обижаем. Возьмите карточки с животными (собака, кошка, лошадь, свинья, курица, коровка, утка). Подойдите к столу, где найдете детенышей своих животных. Приведите детенышей животных к их мамам. По очереди расскажем, кому мы помогли. - Видишь, курочка, наши ребята добрые. Алёна, отнеси курочку к дому. Там рядом ее свинарник. | Дети идут за воспитателем Дети помогают вести диалог с животным На столе лежат картинки с детенышами животных. Дети получают карточки и подбирают ко взрослому животному картинки с соответствующими детенышами. Дети по очереди называют животных, их детенышей в единственном числе, именительном падеже Ребенок относит игрушку курочку к дому |
Дети упражняются в назывании животных, их детенышей в единственном числе, именительном падеже
|
Проблемная ситуация | Воспитатель ведет детей к игрушке корове. - Здравствуй, коровушка. Ты потерялась? Давай мы отведем тебя в коровник? - Ребята, давайте мы сделаем для коровы цветочную полянку. Выполнение аппликации (дети берут готовые заготовки цветочки и делают для коровы «цветочную прлянку»).
- Видишь, коровка, наши ребята добрые. Ярослав, отведи коровку к дому. Там рядом ее коровник. | Дети идут за воспитателем Дети помогают вести диалог с животным Дети делают аппликацию, изготавливают подарок корове. Ребенок относит игрушку корову к дому | Аппликация способствует развитию мышления и мелкой моторики. Увеличивает подвижность пальцев. |
Рефлексия
| - Ребята, мы всех животных нашли! Воспитатель подходит к двери и надевает куклу «Бабушка» (кукла театра би-ба-бо). Бабушка благодарит детей. - Каким животным мы помогли? Бабушка прощается с детьми. | Дети подходят к бабушке Дети рассказывают о своих впечатлениях | Подводится итог деятельности |
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье | Воспитатель снимает куклу и предлагает детям вернуться в детский сад на любом транспорте, по выбору детей. Включает музыкальное сопровождение. - Ребята, Бабушка нам на память послала фотографии своих животных! (раздает картинки для раскрашивания «домашние животные»). Вы можете их взять домой и рассказать родителям о нашем путешествии. Вот только почему-то фотографии совсем не цветные... | Дети «едут» в детский сад. Дети решают, что дальше делать с картинкой: раскрашивать в группе или дома, и какие средства им понадобятся. | Дети проявляют двигательную активность. Дети смотивированы на дальнейшую самостоятельную деятельность. |