Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Консультация для родителей
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.
Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.
Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.
Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений .
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.
Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном и радуется покупке интересной книги. Здесь существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.
Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.
И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Малыш верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живёт жизнью героев, как бы сам становится участником этих событий, сочувствует положительному герою и осуждает зло.
Книга – лучший друг человека. И чтобы дружба эта длилась долго и была взаимной, с малых лет нужно приучать ребенка к общению с книгой. Сегодня прилавки книжных магазинов пестрят разнообразием книжек для детей всех возрастов, начиная с первых месяцев жизни. Зачастую родители особо не задумываются над выбором «чтива» для своих отпрысков. Но такое отношение может не только отбить интерес к чтению на всю оставшуюся жизнь, но и изрядно повредить здоровью ребенка.
Итак, выбирая книгу для ребенка необходимо обратить внимание на два важных аспекта: смысловое наполнение книги и качество ее изготовление.
Для начала о смысле. Каждому возрасту необходима своя «пища для ума». Поэтому выбирайте литературу в соответствии с возрастом ребенка. Для малышей старше полугода подходят книжки с большими картинками, содержащие минимум текста. Ребенку будет интересно их рассматривать. Хороши книжки с аппликациями из ткани, меха. Тогда ребенок сможет даже пощупать понравившегося героя. Можно выбрать книгу со звуками. В возрасте до 2-3 лет детям полезно читать короткие стишки, т.к. рифмованная речь лучше воспринимается ребенком.
Детям 3-4 лет будут интересны книжки о природе, о животных, сказки. Эти книги должны быть хорошо иллюстрированы. В возрасте 4-5 лет у ребенка возникает потребность как можно больше узнать об окружающем его мире. Для этого возраста прекрасно подойдут детские энциклопедии, содержащие краткие и доступные ребенку ответы на все вопросы. Будьте внимательны, не путайте детские энциклопедии с энциклопедиями для школьников или взрослых. В этом возрасте ребенку также будут интересны книжки-игры, книжки-мозайки, в которых среди текста встречаются головоломки, загадки, раскраски. Читайте вместе с ребенком, объясняйте ему непонятное, вместе ищите ответы.
Теперь поговорим о качестве книги для ребенка.
Выбирая книгу, обратите внимание на переплет. Для малышей лучше выбирать книги в твердом переплете, с картонными страницами. Такие книги выдержат любые испытания на прочность. Для детей 3-4 лет выбирайте книги в мягком переплете, чтоб их можно было легко держать в руках и листать.
Формат книги также имеет значение. Не покупайте детям слишком маленькие (это может повредить зрению ребенка) или слишком большие книги (большой формат изображений ребенок попросту не сможет охватить взглядом). Оптимальный формат – А4.
Детские книги должны быть напечатаны на белой бумаге (серая или с бежевым оттенком может повредить зрению малыша). Лучше отдать предпочтение матовой бумаге, глянец будет отсвечивать и бликовать, что также вредно для детских глаз.
Шрифт книги должен быть крупным, четким и контрастным. Дети, еще не научившись читать, начинают рассматривать текст, искать знакомые буквы. Поэтому нельзя допустить, чтоб ребенок испортил себе зрение, разбирая мелкий шрифт.
Объем книги. Не покупайте объемные сборники сказок или произведений разных авторов. Лучше выбирать книгу, в которой только одна сказка. Для детей постарше – сборник из 3-5 произведений, рассчитанных на один возраст.
Иллюстрации в книге играют немаловажную роль. Для малышей – это главный источник смысла. Поэтому иллюстрации должны дополнять текст, расширять понятие ребенка о том или ином предмете и явлении. Выбирайте книги, оформленные в спокойных тонах, избегайте компьютерной графики. Помните, что изображение не должно нарушать представлений ребенка об окружающем мире.
Цена вопроса. Качественные книги сегодня стоят недешево. Но цена в данном случае оправдывает ожидания. Книга принесет не только радость, но и пользу вашему малышу. Однако очень часто мы стремимся выбрать своему ребенку или в подарок ребенку друзей книгу подороже и покрасивее. Здесь важно не переусердствовать. Представьте, как вы расстроитесь, если ребенок нечаянно порвет или обольет такую книгу. Зачастую они пылятся на полках, выполняя функцию дополнения к интерьеру.
Помните, ребенок должен научиться общаться с книгой, даже если это произойдет методом проб и ошибок.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.
При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.
Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.
Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.
Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.
Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.
При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.
После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.
.
Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.
Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.
Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная литература является универсальным развивающе -образовательным средством.
Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Литература:
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.
Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.
Кияйкина Наталья Федоровна