Консультация для родителей «Как выполнять звуко-буквенный анализ слов»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как выполнять звуко-буквенный анализ слов и анализировать предложение.
Что такое «звуко-буквенный анализ слов»? Это умственные действия, направленные на последовательный анализ звуков и букв, из которых состоит слово. Звуко-буквенный анализ слова позволяет выделить в слове звуки, определить их характеристики, соотнести звуки с буквами, обозначающими эти звуки на письме.
В русском языке 33 буквы, из которых составляются слова и записываются на бумаге. Когда человек произносит слово, то слышит звуки в определенном порядке, в этом же порядке звуки на письме обозначаются буквами - таким образом пишется слово.
В прошлом учебном году дети последовательно изучили все звуки русского языка, научились анализировать их артикуляцию, давать характеристику каждому звуку (гласный или согласный, если согласный, то - глухой или звонкий, твердый или мягкий). Мы с детьми уже знаем, что звуки невидимы. Поэтому их можно только услышать и произнести.
В этом учебном году ребята стали на год старше. И предлагаемый к изучению учебный материал усложнился. Теперь звуки, которые нельзя увидеть, они на письме обозначают буквами. Следовательно, анализ слова, который мы с детьми выполняем, называется звуко-буквенным.
Перед тем, как показать, как выполнить звуко-буквенный анализ слова, предлагаю вашему вниманию ряд правил, которые помогут такой анализ слова сделать правильно:
-звуки бывают гласные, согласные твердые, согласные мягкие, согласные глухие и согласные звонкие;
- гласные звуки состоят из голоса, при их произнесении преграды не встречается;
- согласные звуки состоят из голоса и шума, при их произнесении на пути воздуха изо рта встречается преграда: губы, зубы или язык;
- звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем;
- всегда твёрдые звуки: [Ш] [Ж] [Ц]; ЖИ, ШИ – пиши с буквой И, читай - [Ы];
- всегда мягкие звуки: [Ч], [Щ], [Й]; ЧА, ЩА – пиши с буквой А, читай мягко, так как звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие; ЧУ, ЩУ – пиши с буквой У (правило то же);
- буквы бывают гласные (первого и второго ряда) и согласные;
- гласные И, Я, Е, Ё, Ю, стоящие в слове ПОСЛЕ согласной буквы, обозначают мягкость согласного звука, «живущего» в этой согласной букве. В этом случае гласная буква И (она всегда обозначает один гласный звук [И]) и гласные второго ряда (Я, Е, Ё, Ю) обозначают ОДИН гласный звук;
- если гласные буквы Я, Е, Ё, Ю стоят в начале слова или перед гласной буквой, то они обозначают два звука: согласный всегда мягкий [Й] и гласный звук первого ряда ([А], [Э], [О], [У]) соответственно, но записывается ОДНА буква. Так Я обозначает звуки [ЙА], Е обозначает звуки [ЙЭ], Ё обозначает звуки [ЙО], Ю обозначает звуки [ЙУ].
- сколько в слове гласных букв, столько и слогов;
- переносить или оставлять на строчке одну букву (даже гласную) нельзя. Когда делишь слово на слоги, смотри, чтобы слог не заканчивался двумя согласными звуками
(КНИЖ – КА, МА – ШИН – КА, ЯБ – ЛО - КО);
- все буквы в одном слове пишутся рядом, без пропусков;
- а слова пишутся друг от друг отдельно;
- слово можно разделить на слоги (1, 2, 3 … слогов): сколько в слове гласных – столько и слогов;
- из слов можно составить предложение, слова в предложении "дружат";
- слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения обязательно нужно поставить точку.
Знакомство с этими правилами происходит постепенно, по мере знакомства детей с буквами.
Последовательность выполнения звуко-буквенного анализа слова
Условные обозначения:
1.Запиши слово
2. Раздели его на слоги («прохлопай» слово по частям или посчитай количество гласных букв в слове. Сколько гласных букв – столько и слогов.
3. Поставь ударение.
4. Обозначь слово чертой.
5. Под словом зарисуй звуковую схему этого слова (по клеточкам).
6. Составь с этим словом предложение (если ребёнок затрудняется – то предложение составляется по вопросам взрослого).
7. Зарисуй схему предложения.
8. Назови каждое слово по порядку.
9. Объясни, как обозначается начало предложения, конец предложения. Расскажи, как пишутся слова в предложении (отдельно друг от друга).
Упражняйте ваших детей в звуко-буквенном анализе слов и в составлении предложений с этими словами, и вы поможете ребятам в последующем обучении в школе, так как в результате такой деятельности дети изучат все буквы, научатся думать, анализировать, читать слова и предложения, самостоятельно составлять предложения, писать слова и предложения на листе бумаги правильно.
Успехов вам и вашим детям!
С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна
Наглядный материал для родителей будет показан в виде презентации с помощью проектора:
Трефилова Раиса Поликарповна