Статья на тему «Методы и приемы помогающие повысить мотивацию»
Статья на тему: «Методы и приемы помогающие повысить мотивацию»
МБОУ «СОШ № 1209» - центральная школа города N. Основное количество детей живет в центре города. Большинство из ребят растут в полных, благополучных семьях. К сожалению, благополучие и достаток не решают проблему с учебной мотивацией.
История № 1
2 смена. 1 урок математики. Идет 12 минута урока. На полуслове обрывая учителя, в класс входит Петров Ваня.
- Здравствуйте. Можно войти?
- Иван, почему ты опоздал? – спрашивает строго учитель.
- Проспал, бывает ведь, правда? – ответил Иван просто и обыденно.
Учитель смотрит на Ваню весьма удивленно.
- Ваня, ваш класс учится во вторую смену. Время 13.12, я вынуждена сообщить родителям о случившемся, тем более, что ситуация подобная этой, уже происходила.
Ваня лишь пожал плечами.
- Сообщайте, Мария Петровна, - ответил Иван. Пройдя по кабинету до своей парты, уже тише сказал, - может хоть тогда мама вернется из командировки пораньше.
На парте у Ивана оказались стандартные тетрадь (одна по всем предметам) и ручка. Он был готов слушать учителя.
История № 2
7 класс, опрос по геометрии.
Учитель проходит по классу и спрашивает определения.
- Маша, сформулируй, пожалуйста, определение биссектрисы угла.
- Я не выучила, – честно ответила Маша.
- Почему?
- Запуталась я! То медианы, то высоты, то биссектрисы, определений целая куча. Я что, все учить должна? Не нужна мне Ваша геометрия и без нее проживу, – ответила Маша, почему-то в голосе звучала обида на учителя.
- Маша, тебе экзамен в 9 классе сдавать. Вы все знаете, что без двух выполненных заданий по геометрии, не видать хорошего результата, – учитель оглядывает весь класс, убеждаясь, что она говорила это ребятам и не раз.
- Ой, спишу как-нибудь – чуть ли не криком, ответила Маша. - Зачем учить? У меня старший брат все списал, – немного подумав, продолжила.
- И вообще, я буду блогером! Им геометрия не нужна, – тут Маша очень заинтересовано посмотрела на учителя. – Вы кстати видели мой последний ролик на ютуб-канале? У меня там 1000 просмотров! – Маша была в восторге от этого факта, и с торжеством повернулась к одноклассникам.
Учитель вздохнула, отметила в электронном журнале, невыученные Марией правила, и сказала.
- Видела, Маша, видела. И учитель русского языка тоже видела, не только ролик, но и пост в котором ты допустила, целую кучу ошибок!
- Блогеры деньги огромные зарабатывают, а на их ошибки никто не обращает внимания! – уверенно сказала Мария.
Тут прозвенел звонок, Маша достала телефон и начала просматривать лайки и комментарии к посту. В обсуждении одноклассники восхищались Машей, она была местной звездой.
Я думаю, каждый учитель сможет добавить в копилку еще парочку подобных историй. Не хочу, не буду, не интересно, скучно – всё это говорит об отсутствии мотивации к обучению у учеников.
Что такое мотивация?
Мотивация (от лат. moveo – двигай) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. [1]
В настоящее время, я являюсь учителем математики учеников 7 – го класса. Средний возраст ребят составляет 13 - 14 лет. В данном возрасте, можно выделить следующие причины снижения мотивации:
- «гормональный взрыв» у подростков;
- отношение ученика к учителю;
- отношение учителя к ученику;
- личная значимость предмета;
- умственное развитие школьников;
- продуктивность учебной деятельности;
- страх перед школой.
В.А. Сухомлинский сказал следующие слова: «Интерес к учению появляется лишь тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями». Так каким же образом мы можем повысить мотивацию учащихся? Расскажу о своих методах повышения мотивации учеников 7-го класса.
1. Применение ИКТ
Каждый учитель добавляет «изюминку» в свои уроки. Яркие, красочные презентации, графики, рисунки – всё это привлекает внимание учащихся к образовательному процессу.
Дополнительно, на уроках геометрии, положительным образом зарекомендовала себя документ – камера. С помощью нее, сложные чертежи и построения учитель может выполнять не на доске, а на обычном тетрадном листке. Детям все действия учителя будут видны на экране проектора.
Так же, моим помощником в работе является графический планшет. С помощью него, я записываю ребятам видеоуроки и выкладываю в сеть интернет. Таким образом, ребенок может дома самостоятельно пересмотреть материал и разобраться с темой.
2. Жизненные задачи.
Подростки очень любят поговорить на уроках и всегда стремятся увести учителя от темы урока. Не стоит поддаваться на провокацию, можно предложить ребятам придумать свои примеры к некоторым математическим ситуациям. Казалось бы, что может быть проще, чем придумать задачку на сложение чисел с разными знаками? А на практике, лишь пятая часть от класса справилась с этой, казалось бы, простейшей задачей.
В 5-6 классе ребята получали домашнее задание придумать задачу и построить к ней диаграмму. Тема задач была свободной, кто-то писал об овощах и фруктах, кто-то об увлечениях и прочитанных книгах.
С большим интересом ребята относятся к задачам на расчет стоимости билетов до определенного пункта, на стоимость покупательской корзины, или составление семейного бюджета.
Для учеников постарше, мною был разработан кейс по решению комбинаторных задач. Суть кейса заключалась в составлении школьного расписания с учетом требования СанПин и Роспотребнадзора, и технического оснащения школы. Работа была в группах и шла весьма продуктивно, ребята заинтересовались темой. Кейс был дополнен практическими задачами, что вызвало еще больший интерес учащихся.
3. Творческий подход.
Большинство детей любят творить и создавать что-то новое своими руками.
Ученики 5-6 класса с удовольствием придумывают стихи и сказки о математике. Для учеников постарше можно предложить написать небольшой рассказ, главными героями которого буду числа или буквенные выражения. Математические поделки радуют глаз не только учителя, но и учеников. Так в кабинете математики, у нас каждый год стоит математические елка и дед мороз, сделанные руками ребят.
4. Интересный подход к проведению урока.
Ни для кого не секрет, что мотивация учеников зависит и от подхода учителя к образовательному процессу.
Для разнообразия образовательного процесса, я в своей практике использую следующие приемы:
- нестандартное начало урока (стихотворение, афоризм, путешествие в историю и т.д.);
- похвала («Ты такой молодец, что заметил это!», «Я горжусь твоим результатом», «Уверена, ты сможешь повторить свой успех»);
- соревнования (решение примеров на скорость, кто больше придумает и решит задач, кто найдет больше способов решения);
- рефлексия (с помощью сигнальных карточек проверяем уровень усвоения материала учениками);
- разнообразные задания («Найди ошибку», «Проверь соседа», «Установи соответствие», «Построй маршрут» и т.д.);
- математическая физкультминутка (ищем ответы, которые прикреплены в разных уголках класса, вспоминаем таблицу умножения и приседаем);
- проведение интегрированных уроков;
- минутки юмора, математические шутки, исторические справки о математике;
- урок – путешествие, квест;
- атмосфера взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Мы можем получать сколько угодно корочек о повышении квалификации, можем изучать новые методики и приемы, но без положительной мотивации, без создания ситуации успеха, для каждого ученика, наш урок, к сожалению, обречен на провал.
Учитель должен быть творческим, заинтересованным, информационно и технически грамотным человеком, только в этом случае, он сможет повести за собой своих учеников.
1. Подласый И.П. Педагогика, М. 2013, стр. 72