12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ермолаева Татьяна Александровна153
Россия, Саратовская обл., Энгельс

«Учебная мотивация в начальной школе приёмы и методы»

Мотивационная сфера личности – совокупность потребностей, мотивов и целей, которая формируется и развивается в течение всей его жизни.

Мотивация - часть мотивационной сферы, которая формируется на определенном этапе жизни человека, состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации.

Потребность – состояние человека в определенных обстоятельствах, когда ему чего-либо недостает для нормального существования и развития.

Мотив- это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию.

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или в том, чтобы не огорчать учителя, или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Мотивы могут быть внутренними и внешними (С. Н. Кривцова)

Внутренние мотивы– это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые в психологии обозначают как «внешние мотивы», а именно: наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о пользе и т.д. Общим во всех этих приемах является то, что знание перестает быть целью, а становится средством – избежать наказания, получить награду, удовлетворить честолюбие.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достиже­ния) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента, мотивация работающего человека составляют только часть мотивационной сферы – ту, которая формируется на определенном этапе его жизни и связана с определенными целями его жизнедеятельности. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии социальной ситуации развития, в которой она формируется.

У школьника ведущая деятельность – учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками школьника.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной .

Негативная мотивация - побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Факторы, определяющие учебную мотивацию:

образовательная система (образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность);

организация образовательного процесса;

личность и особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

личность и особенности педагога; система отношения его к ученику, к делу;

специфика учебного предмета.

Особенности ведущей деятельности для каждого возраста:

В дошкольном возрасте - игровая деятельность.

Для детей младшего школьного возраста – учебная деятельность

Для школьников средних классов – интимно-личностное общение.

Для старшеклассников - профессиональная направленность и самоопределение.

Возрастные особенности мотивации младших школьников (см. Приложение 1. Таблица)

Уровни мотивации (см. Приложение 2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой)

Приложение 1

Возрастные особенности мотивации школьников


Младший школьный возраст

Факторы, способствующие формированию мотивации


- положительное, в целом, отношение ребенка к школе;

- широта его интересов;

- любознательность.

Факторы, препятствующие формированию мотивации

- ситуативность и неустойчивость интересов без поддержки

учителя они немедленно угасают;

- малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может этого объяснить;

- слабая обобщенность интересов;

- все интересы ориентированы чаще всего только на результат учения, но не на способы учебной деятельности.


Приложение 2

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

Описание методики

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет
Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.


№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Интерпретация результатов

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Приложение 3

Для педагогов

Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником процесса. Коллективное участие, мозговой штурм, игра – как раз такие вещи этому способствуют. Это уместно применять в процессе самого урока. Педагог может сам выбирать упражнения, приемы и методы.

Последующие упражнения, приемы и методы взяты из разных источников

«Линия времени». Начертить на доске линию, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от учеников стопроцентной самоотдачи; вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

«Защитный лист». Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы со школьником, родителями.

«Я доволен, я хочу…». Выполняется в начале урока (эмпатия, эмоциональное присоединение).

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

«Оценка - не отметка». Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

«Кредит доверия». В некоторых случаях можно поставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять ему, что учитель верит в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

«Новая тема». Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Обращение к личному жизненному опыту школьника.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему…….

- Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

Закрепление правил в игре с мячом. Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

«Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаем ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки учителя «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Поощряем внимание учащихся.

«Посмотри на мир другими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Как живут растения?» Учащемуся предлагается представить себя любым растением. Нужно описать все происходящие с ним события.

«Открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому)». Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность связываем изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом «Сколько должен весить твой портфель?».

«Касса моих успехов» - «Касса моих ошибок». Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам. Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой - «Касса моих ошибок».

Например, словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. 8-10 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока.

Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работ, которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».

«Комплименты». Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.

Незаконченные предложения. Ученикам предлагается честно и откровенно закончить предложения:

- Я горжусь собой, когда я ...

- Я симпатичный человек, потому что ...

- У меня есть такие два замечательных качества ...

- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни ...

Вопросы для обсуждения: Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему? Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Игровые методы и приемы. Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д. Можно использовать занимательные задания, красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев; провести урок-игру, урок-путешествие, урок-сказку, урок-викторину; использовать задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.

«Стихи-настрой» (пример для младших классов)

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Выводы.

Все люди продолжают с энтузиазмом делать что-то, только если считают себя компетентными. Если у нас регулярно что-то не получается – мы перестаем это делать. Дети не исключение. Наша задача на протяжении всего обучения вселять надежду, что у ребенка получится то, что ему не удается сделать, но на это потребуется время. Успех у каждого свой – мы по-разному воспринимаем наши успехи и неудачи. Кто-то радуется малейшему прогрессу, кому-то этого недостаточно. Необходимо отмечать любое достижение ученика, даже если оно кажется незначительным.

Список используемой литературы:

Психолого-педагогические приемы и методы формирования учебной мотивации у школьников (семинар-тренинг). Авторы: Горелова Ю.Н., педагог-психолог высшей категории, Старикова Ю. А., педагог-психолог высшей категории

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2014.

Гурин. Ю. Урок + игра: Современные игровые технологии для школьников – М. : Сфера ; Санкт-Петербург : Речь, 2010

Игумнова О.М. Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках русского языка- https://urok.1sept.ru/, 2009.

Кривцова С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. - 2001. - № 6. - С.8-19.

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : Учеб.-метод. пособие . - М. : Фолиум, 1999.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

Савичева Л.М. Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка. - https://urok.1sept.ru/, 2012.

9

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.