12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Созонова Екатерина Ивановна540
Россия, Ханты-Мансийский АО, Советский

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных талантливых детей.

Таланты редки и их надо беречь

и сохранять, в них настоящая сила нации.

В.Вернандский



Любому обществу нужны одарённые и талантливые люди. Задача школы поддержать ребёнка и развить его способности, чтобы эти способности были реализованы. Важно именно в школе выявить тех детей , которые интересуются разными областями науки, помочь им открыть их способности. Нужно создать условия при которых ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь называется самосовершенствование ребёнка в условиях образовательного процесса. Что же такое одаренность? Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности  по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из важных условий развития одаренности обучающихся является организация их психолого-педагогического сопровождения. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:

1.Определение критериев и признаков одаренности детей.

2.Создание банка диагностических методик и реализация системы диагностической работы по выявлению одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;

3.Осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;

4.Оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;

5.Создание индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

4.Участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Ожидаемые результаты.

- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;

- рост личных достижений;

- создание атмосферы успеха;

-  повышение качества образования и воспитания школьников;

-   накопление опыта творческой деятельности;

- повышение количества учащихся, занятых в системе дополнительного образования.

Для выявления повышенных способностей ребенка были отобраны методики:


Принципы выявления талантливых детей:

1.Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды”.

5) Подключение к оценке талантливого ребенка экспертов;

6) Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше более целесообразно использовать широких спектр методов.

1.Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);

2.Специальные психодиагностические тренинги;

3.Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

4.Проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

5.Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

6.Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

7.Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.


Структура карты одаренного ребенка, которая включает:

ФИО ребенка.

Возраст ребенка (год, месяц).

Медицинское заключение (последний профосмотр).

Сведения о родителях.

Состав семьи.

Статус семьи.

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Структура программы сопровождения одаренного ребенка включает:

Определение целей и задач программы сопровождения.

Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.

Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.

Мониторинг программы.

Примерный план мероприятий по организации работы с одаренными детьми.

Мероприятия

1

Диагностика одаренных детей

2

Создание карты индивидуальных маршрутов для одаренных детей

3

Создание и пополнение базы данных одаренных детей.

4

Разработка плана индивидуальной работы с одаренными детьми

5

Составление рабочей программы занятий с одаренными детьми

6

Организация и проведение школьных олимпиад.

7

Участие в районных, региональных олимпиадах

8

Организация исследовательской деятельности учащихся

9

Участие учащихся в школьных, региональных и Всероссийских конкурсах, интеллектуальных марафонах

10

Участие обучающихся в мероприятиях системы дополнительного образования

11

Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми.

12

Распространение опыта работы с одаренными детьми

13

Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых школьников











Список литературы:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1980. - С.272.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с. — (Сер. Бакалавриат).

Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. - М., 2002.

Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Составители: Боева Е.Л., Кондратенко О.И. – Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16

Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.