Концепция социального развития детей в ДОО
Концепция социального развития детей в ДОО
Подготовила:
воспитатель МБДОУ "ЦРР - детский сад "Лучик"
Мастина О.В.
Одной из современных задач дошкольного образования является развитие у детей основ социализации в процессе игровой деятельности, когда осуществляется приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формируется гражданская принадлежность, патриотические чувства. Социальное развитие ребенка в ДОО представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природой, техническими устройствами, искусством и, конечно, с самим собой. Формируя социальное поведение ребенка, мы руководствуемся специальными целями:
- воспитание у дошкольников представления о нормах поведения обществе;
- приобщение ребенка к миру людей;
- содействие социализации личности ребенка.
Для этого создаются условия для полноценного социального развития детей: ребенку предоставляется возможность, проявляя социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Педагогическими ориентирами социального развития ребенка в ДОО являются следующие:
- формирование у ребенка чувство собственного достоинства, уверенности в своих возможностях;
- развитие, стимулирование позитивного отношения ребенка к окружающим;
- воспитание у ребенка социальных навыков и формирование социальной компетентности.
Выделим базовые навыки, формируемые в детском саду:
- навык соблюдать правила этикета;
- навык соблюдать правила безопасности;
- навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;
- навык соблюдения общих правил, договоренности;
- навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.
Согласно данным исследований Т. В. Антоновой, М. И. Иваненко, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:
- умение ребенка войти в детское общество,
- умение ребенка действовать совместно с другими детьми,
- умение следовать и уступать общественным нормам,
- умение ребенка контролировать свои желания и другие.
Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников: во-первых, интерес ребенка к себе, во-вторых, интерес к сверстникам, в-третьих, отношение ребенка к группе детского сада и другие.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видят и понимают его взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи друг с другом и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Процесс социального воспитания дошкольников будет эффективным, если:
- средством воспитания является освоение культурно-исторических традиций среды, включающих памятники природы, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями жизни народа, а также совокупность культурных объектов – вещей, идей, образов, образцов деятельности людей;
- освоение культурно-исторических традиций среды оказывает целостное влияние на социальное воспитание дошкольников единством познавательной, игровой деятельности, межличностных отношений, разнообразного общения и направлено на развитие их духовных интересов, свободное проявление социально-ценной инициативы в кругу сверстников, в семье;
- критериями социальной воспитанности дошкольников будут являться: представления ребенка о культурно-исторических традициях микросоциума, сформированная потребность у ребенка к освоению этих традиций, наличие практического опыта дошкольников в сохранении и передаче культурно-исторических традиций окружающей среды;
- дошкольная образовательная организация будет выступать как открытая воспитательная система, взаимодействующая с другими социальными институтами среды;
- освоение традиций культурно-исторической среды будет обеспечено готовностью педагогических коллективов дошкольных учреждений к социальному воспитанию ребенка.
Исходя из этого, педагогический коллектив детского сада наметил следующие актуальные вопросы, требующие дальнейшего решения:
- разработка модели процесса социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях,
- определение психолого-педагогического и организационно- методического обеспечения социального воспитания детей на культурно- исторических традициях в дошкольных учреждениях,
- формирование системы критериев и показателей оценки эффективности социального воспитания дошкольников на культурно- исторических традициях.
Янова Татьяна Викторовна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Мастина Ольга Валерьевна
Перминова Елена Федоровна
Мастина Ольга Валерьевна
Ефимова Алла Ивановна
Мастина Ольга Валерьевна
Коновалова Елена Валерьевна
Мастина Ольга Валерьевна
Саяпина Светлана Евгеньевна