Контрольная работа по элективному курсу «Обществознание» (10 класс, II полугодие)

1
0
Материал опубликован 18 August 2022 в группе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 КЛАСС II полугодие

1 вариант

Часть А

А 1. Что из указанного связано c понятием «власть»:

1) самопознание; 2) социализация; 3) авторитет; 4) урбанизация.

А 2. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в це­лом, является (-ются) -

1) средства массовой информации; 2) государство; 3) партии; 4) общественные движения.

А 3. Понятие легитимность означает:

1) терпимость к другим мнениям; 2) правомочность власти; 3) противостояние политических идей;

4) приведение к присяге главы государства.

А 4. Гражданин Г. продал приобретенную машину, воспользовавшись имущественным правом:

1) владения 2) распоряжения 3) продажи 4) пользования

А 5. Верны ли следующие суждения?

А. Объектами имущественных правоотношений могут быть вещи, ценные бумаги и деньги

Б. Деньги и ценные бумаги выступают в качестве платежных средств, они не являются объектами имущественных правоотношений

1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 6. Верны ли следующие суждения?

А. Наследователем выступает одно лицо, а наследников может быть много.

Б. Наследниками выступают только физические лица.

1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 7. Имущественные или неимущественные отношения, которые урегулированы нормами гражданского права, называются:

1) субъектами гражданского права 3) гражданскими правоотношениями

2) объектами гражданского права 4) деловыми отношениями

А 8. Когда человек приобретает гражданскую правоспособность?

1) с момента рождения 3) при достижении 18 лет

2) с момента получения паспорта 4) при покупке какой-либо собственности

А 9. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет:

1) полностью недееспособны 3) в целом недееспособны

2) полностью дееспособны 4) частично дееспособны

А 10. Коммерческие и некоммерческие организации называются в гражданском праве … лицами.

1) физическими 3) политическими

2) юридическими 4) экономическими

А 11. Имущественные отношения представляют собой:
1) отношение человека к имуществу, вещи; 2) связь между вещами;
3) связь между субъектом гражданского права и имуществом;
4) отношения между субъектами по поводу принадлежности и перехода имущественых благ.
А 12. К личным неимущественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся:
1) только личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
2) только личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными;
3) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
А 13. Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений характеризуется такими чертами, как:
1) равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников
2) равенство, соблюдение интересов другой стороны, имущественная самостоятельность участников;
3) зависимость прав участников отношений от их материального и социального положения;
4) отсутствие права на защиту участниками отношений их имущественных интересов.
А 14. Принцип равенства участников гражданских означает:
1) зависимость субъективных гражданских прав у их носителей от их материального и социального положения;
2) зависимость субъективных гражданских прав у их носителей от организационно-властной зависимости друг от друга;
3) равные основания возникновения, изменениям и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей;
4) неравные основания и условия ответственности участников правоотношений.
А 15. Заполните пропуски. Слова в списке приведены в именительном падеже, единственном числе, каждое слово может быть использовано один раз. В списке слов больше, чем необходимо для заполнения пропусков.

Гражданин Т. приобрел телевизор у продавца П. В этом гражданском правоотношении гражданин Т. и продавец П. является … (А) правоотношений. Телевизор является … (Б) правоотношений. Чтобы гражданин Т. реализовал … (В) на владение товаром, продавец имеет … (Г) передать товар покупателю. Этот элемент гражданских правоотношений называется … (Д) правоотношений.

1) объект 5) содержание

2) обязанность 6) лицо

3) субъект 7) причина

4) право

А

Б

В

Г

Д






А 16. Найдите в приведенном ниже списке, присущие личным неимущественным правам, и запишите цифры под которыми они указаны.

1) принадлежат гражданину с рождения

2) связаны с обладанием имуществом

3) неотделимы от носителя этих прав

4) приобретаются с достижением 18 лет

5) передаются по наследству

6) могут быть объектом купли-продажи

Ответ: ­­­­­­­­­____________________


Часть В


В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.t1660813641aa.gif


В 2. Какое слово пропущено в схеме?

t1660813641ab.gif


В 3. Рассмотрите диаграмму «Уровень доверия к государственным институтам в обществе», составленную на основании проведенного социологической службой страны Н. опроса.

Сформулируйте три вывода на основе данных, представленных в диаграмме. 


t1660813641ac.jpg




Часть С


Прочитайте текст документа и выполните задания.


Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу.

Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б.Н. Чичерин)


С 1. К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?

С 2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

С 3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

С 4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 КЛАСС II полугодие

2 вариант

Часть А


А 1. Определение, соответствующее понятию «государство»:

1) единственные собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры;

2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе;

3) основные направления по упорядочению общественных отношений;

4) основной институт политической системы.

А 2. К политической деятельности не относится (не относятся):

1) выпуск акций открытым акционерным обществом;

2) регистрация политической партии;

3) выборы Президента РФ;

4) проведение митинга.

А 3. Функцией государства является:

1) наличие государственного аппарата;

2) суверенитет;

3) поддержание общественного порядка;

4) разделение властей.

А 4. По общему правилу действие закона распространяется на отношения:
1) возникающие после введения его в действие;
2) возникающие после введения его в действие при обязательном согласии сторон;
3) возникшие до введения его в действие по соглашению сторон;
4) возникшие до введения его в действие по требованию одной из сторон
А 5. Сторонами правоотношения могут быть:
1) граждане и юридические лица;
2) любые субъекты права;
3) любые субъекты права, обладающие полной дееспособностью;
4) любые субъекты права, за исключением граждан в возрасте до 6 лет.
А 6. Правоспособность гражданина это способность:
1) иметь гражданские права и нести обязанности;
2) своими действиями приобретать гражданские права и обязанности;
3) иметь имущество на праве собственности;
4) совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства
.
А 7. Признаком авторитарного политического режима является:

1) высокая степень свободы в идеологической сфере

2) тотальный контроль государства над жизнью общества

3) наличие развитой многопартийной системы

4) неподконтрольность власти гражданам

А 8. Партия «Н.» отличается преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, подчинением вождям. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что партия «Н.» является массовой?

1) функционирует исключительно для обслуживания выборов

2) характеризуется постоянным членством

3) отличается аморфностью партийной организации

4) характеризуется отсутствием процедуры вступления в партию

А 9. Верны ли следующие суждения о политической культуре?

А. Любая политическая система имеет свою политическую культуру.

Б. Политическая культура вырабатывает у человека стремление к осмыслению политических реалий.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 10. Совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений, — это:

1) институт права 2) отрасль права 3) система прав 4) источник права

А 11. Нормы административного права применяются, если:

1) гражданин К. получил наследство

2) гражданин Д. заключил договор аренды с администрацией завода

3) гражданина Л . уволили с работы за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии

4) гражданин Р. появился в нетрезвом виде в кинотеатре

А 12. Право обращаться в суд имеют все граждане России, начиная:

1) с 10 лет 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет

А 13. Гражданин В. получает квартиру от местной администрации. Нормами какой отрасли права регулируется данная ситуация?

1) административного 2) государственного 3) семейного 4) гражданского


А 14. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность возлагается только от имени государства.

Б. Юридическая ответственность всегда оценивает будущее: это ответственность за действие (бездействие), которое ещё не произошло.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 15. Заполните пропуски. Слова в списке приведены в именительном падеже, единственном числе, каждое слово может быть использовано один раз. В списке слов больше, чем необходимо для заполнения пропусков.

«Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой_____  (1). Право – понятие неоднозначное. Первое значение – совокупность норм,   которые регулируют наиболее важные______  (2) в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение – личная возможность. Эта возможность гарантируется ______ (3).  Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Однако законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной ______ (4). А среди них высшей юридической силой обладает  _____ (5).  Наряду с законами существуют и другие правовые акты, подчиненные законам: указы, постановления, распоряжения, правила и т.п. Вместе с законами они составляют ______ (6) права.

1)отношения 2)страны 3)закон 4)государство 5)обычай

6)власть 7)Конституция 8)кодекс 9)источник

А 16. Найдите в приведенном ниже списке, присущие личным неимущественным правам, и запишите цифры под которыми они указаны.

1) принадлежат гражданину с рождения 2) связаны с обладанием имуществом

3) неотделимы от носителя этих прав 4) приобретаются с достижением 18 лет

5) передаются по наследству 6) могут быть объектом купли-продажи

Ответ: ­­­­­­­­­____________________


Часть В


В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

t1660813641ad.gif





В 2. Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).  

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

 1) 

Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.

 2)

Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.

 3)

Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.

 4)

Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.




В 3. Запишите слово, пропущенное в таблице.


Права и обязанности супругов

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕРЫ

.неимущественные

Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др.

Имущественные

Права и обязанности по поводу супружеской собственности



Часть С


Прочитайте текст документа и выполните задания.

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

С 1. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

С 2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

С 3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

С 4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.