Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» для учащихся 6 класса
Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» для учащихся 6 класса.
Спецификация
Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной (годовой) аттестации индивидуальной общеобразовательной подготовки учащихся 6 класса по учебному предмету «Коми язык (как неродной)».
Содержание итоговой работы
Содержание работы определяется на основена основе примерной программы по коми языку Т.Д. Поликарповой, Т.В. Якубив «Коми язык» (государственный) (Сыктывкар: КРИРО и ПК, Центр развития этнокультурного образования. 2015)
Характеристика структуры и содержания работы
Промежуточная (годовая) работа по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» состоит из письменной тестовой работы, задания в которой, различаются формой и уровнем сложности.
В работу включено 15 заданий, среди которых:
1) 7 заданий - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводятся варианты ответа, из которых один или несколько ответов.
2) 8 заданий - задания с кратким ответом, ответ необходимо записать.
Работа представлена двумя вариантами.
В разделе «Грамматика и лексика» и«Письмо» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами, контролируются умения создания письменного текста.
Во всех разделах представлены задания, относящиеся к двум уровням сложности (базовому и повышенному).
Распределение заданий по основным разделам
Проверяемые умения и навыки | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Грамматика, лексика и письмо | ||
Лексико-грамматические навыки | 15 | 62 |
Распределение заданий по основным разделам курса
Содержательные разделы | Количество заданий |
Летний отдых. Природа летом. Как я провел лето. | 2 |
Школа.Класс.Одноклассники. Наш класс. Друг – одноклассник. Мой класс. Мой любимый учитель. Наш классный руководитель. | 2 |
Еда. Коми национальная еда, особенности коми кухни. Продуктовый магазин. | 2 |
Одежда.В магазине одежды. Национальная одежда коми. Орнамент. | 2 |
Интересы и любимые занятия подростков.Увлечения подростков. Коми игры. | 2 |
Государственная символика РК. Гимн. Флаг. Герб. Города РК. | 4 |
Выдающиеся люди республики. Писатели, поэты. Ученые. Спортсмены. | 1 |
Время выполнения итоговой работы
Задания | Продолжительность подготовки | Продолжительность ответа |
Лексико-грамматический тест | 45 минут |
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении тестирования разрешается использование словаря (тетрадь).
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
За каждый правильный ответ на вопросы в задании выставляется 1 балл, в задании 3 вопроса, значит, максимальное количество баллов за задание равно 3. За выполнение заданий со * (за свой вариант ответа) может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
Общее количество баллов переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Первичный балл | 0-30 | 31-37 | 38-49 | 50-62 |
Отметка по пятибальной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
План работы
В Приложении 1 предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по коми языку (как неродному), сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
Кодификатор
Кодификатор требований к уровню подготовки по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» для составления контрольных измерительных материалов промежуточной (годовой) аттестации за курс 6 класса (пятый год обучения) основного общего образования является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов промежуточной (годовой) аттестации. Кодификатор включает планируемые результаты обучения на двух уровнях: обучающийся научится/обучающийся получит возможность научиться. Он составлен на основе примерной программы по коми языку Т.Д. Поликарповой, Т.В. Якубив «Коми язык» (государственный) (Сыктывкар: КРИРО и ПК, Центр развития этнокультурного образования. 2015)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы 6 класса основного общегообразования по учебному предмету «Коми язык (как неродной)» должны обеспечивать успешное обучение предмету на уровне основного общего образования. Данный документ построен на принципах обобщения и систематизации материала за курс 6 класса (пятый год обучения) по учебному предмету «Коми язык (как неродной)».
1.Перечень элементов содержания, по учебному предмету «Коми язык (как неродной)», проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации за курс 6 класса (пятый год обучения)
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код элементов | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | |
1 | Чтение | |
| 1.1 | Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи. |
| 1.2 | Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач. Воспроизводит наизусть тексты рифмовок. Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале. Выразительно читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. |
2 | Языковой материал | |
2.1 | Грамматическая сторона речи | |
| 2.1.1 | Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. |
| 2.1.2 | Прилагательные в положительной и сравнительной форме, образованные по правилам, превосходной степени. |
| 2.1.3 | Послелоги: вылын, улын, дорын, бокын, сайын, йылысь, чӧж. |
| 2.1.4 | Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) |
| 2.1.5 | Местоимения: личные,притяжательные,вопросительные. |
| 2.1.6 | Количественные числительные до 1000, порядковыечислительные от 1-3 (исключения)до 100. |
2.2 | Лексическая сторона речи | |
| 2.2.1 | Лексические единицы в рамках тематики 2-5 классов,понимание явлений синонимии, антонимии, многозначности слов в коми языке. |
| 2.2.2 | Наиболее распространенные устойчивые словосочетания. |
| 2.2.3 | Распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) |
3 | Письмо | |
| 3.1 | Краткое сообщение о себе, о погоде, о семье, о домашнем животном. |
4 | Предметное содержание речи | |
| 4.1 | Летний отдых. Природа летом. Как я провел лето. |
| 4.2 | Школа.Класс.Одноклассники. Наш класс. Друг – одноклассник. Мой класс. Мой любимый учитель. Наш классный руководитель. |
| 4.3 | Еда. Коми национальная еда, особенности коми кухни. Продуктовый магазин. |
| 4.4 | Одежда.В магазине одежды. Национальная одежда коми. Орнамент. |
| 4.5 | Интересы и любимые занятия подростков.Увлечения подростков. Коми игры. |
| 4.6 | Государственная символика РК. Гимн. Флаг. Герб. Города РК. |
| 4.7 | Выдающиеся люди республики. Писатели, поэты. Ученые. Спортсмены. |
2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 6 класса, достижение которого проверяется на контрольной работе по учебному предмету «Коми язык (как неродной)»
Код требования | Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе |
1.Чтение | |
1.1 | Соотносить графический образ коми слова с его звуковым образом. |
1.2 | Читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; догадываться о значении незнакомых слов по контексту. |
1.3 | Находить в тексте нужную информацию; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основное содержание текста. |
2. Языковая компетенция | |
2.1 | Пользоваться коми алфавитом, знать последовательность букв в нём. |
2.2 | Применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы и 5 класса. Группировать слова в соответствии с изученными правилами орфографии. |
2.3 | Распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе. |
2.4 | Распознавать и употреблять в речи изученные глаголы 1,2,3 лица в единственном и множественном числе. |
2.5 | Распознавать и употреблять в речи изученные местоимения (личные, притяжательные, вопросительные). |
2.6 | Распознавать и употреблять в речи изученные количественные числительные от 1 до 1000, порядковые числительные. |
2.7 | Распознавать и употреблять в речи изученные наиболее употребительные послелоги: вылын, улын, дорын, бокын, сайын, йылысь, чӧж. |
2.8 | Распознавать и употреблять в речи изученные прилагательные в положительной и сравнительной степени образованные по правилам, превосходной степени. |
3. Письмо | |
3.1 | Владеть техникой письма. Составлять рассказ в письменной форме по ключевым словам/ плану. |
3.2 | Списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей. |
3.3 | В письменной форме отвечать на вопросы, приводить свои варианты ответов. |
Контрольная работа по предмету «Коми язык (как неродной)»
для обучающихся 6 класса.
Ключ для проверки письменной части работы представлен в таблице.
№ Задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | М, в, ш, с. С, о, п, к. К, к, з, б. | |
2 | 1.Сянь, ӧдз, самолётӧн 2.Сянь, ӧдз, поездӧн 3.Сянь, ӧдз, подӧн | 1.Сянь, ӧдз, подӧн 2.Сянь, письмӧ 3. ӧдз |
3 | 1г,2д,3б,4в,5а | 1в,2а,3б,4д,5г |
4 | 1. 1сентября дети идут в школу. 2.Мой любимый учитель – Нина Петровна. 3.В классе у меня есть друг Коля. | 1. 1 сентября девочки и мальчики идут в школу. 2.Мой любимый учитель – Лидия Сергеевна. 3.В классе у меня есть подруга Марина. |
5 | 1г,2в,3б,4д,5а | 1г,2д,3б,4в,5а |
6 | 1.кольк,нянь,шыд 2.тшай,йӧв,ва 3.ма,кампет,сакар | 1.рок,шыд,пельнянь 2.тшай,турипувъя ва,ва 3.пувъя пирӧг, картупеля шаньга, ӧладди |
7 | 1.сарапан,вӧнь,водздӧра,дӧрӧм,сера чувки 2.гач,вӧнь,дӧрӧм,сера чувки | 1.сарапан,вӧнь,водздӧра,дӧрӧм,сера чувки 2.гач,вӧнь,дӧрӧм,сера чувки |
8 | 1г,2д,3б,4а,5в | 1д,2г,3б,4в,5а |
9 | 1б,2в,3а,4г | 1б,2в,3а,4г |
10 | Лӧз-небо Турунвиж-лес Еджыд-снег | Лӧз-небо Турунвиж-лес Еджыд-снег |
11 | Сыктывкар, Ухта, Усинск, Печора, Вуктыл, Емва, Воркута, Инта, Микунь, Сосногорск. | Сыктывкар, Ухта, Усинск, Печора, Вуктыл, Емва, Воркута, Инта, Микунь, Сосногорск. |
12 | 1б,2а,3г,4д,5в | |
13 | Сыктывкар - столица Республики Коми. Город красивый. Дома в городе большие, многоэтажные. В столице есть много школ, библиотек, театров. Возле реки Сысола есть красивый парк. | |
14 | *свой вариант ответа | |
15 | *свой вариант ответа |
Инструкция по выполнению работы
Дона ёрт! (Дорогой друг!)
На выполнение работы дается 45 минут. Работа включает в себя задания по грамматике и лексике коми языка. Ответы на задания напишите на отведенных для этого строчках. Если ты хочешь заменить ответ, то зачеркни и запиши рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускай задание, которое не удается выполнить сразу, и переходи к следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Став бурсӧ! (Желаем успеха!)
Вариант 1
Восстанови текст, вставляя буквы.
….иша …етліс …ойччыны …иктö. …ійö …тсасис …öчыслы, …упайтчис. …аникулъяс …олляліс …эз …ура.
Выбери верный суффикс и продолжи предложение по смыслу.*
1. Сыктывкар(-ын, -ö, -сянь) Анапа(-ысь, -öдз, -ын) позьö лэбзьыны … .
2. Москва (-сянь, -лöн, -öн) Санкт-Петербург (-сянь, -öдз, -ысь) ветлö «Северное сияние» … .
3. Пöч (-öн, -сянь, -лöн) сикт (-öдз, -ö, сянь) ми ветлам … .
Сопоставь слова с переводом.
1.лыддьысянiн | А) столовая |
2.асмогасянiн | Б) кабинет коми языка |
3.коми кыввежӧс | В) медпункт |
4.бурдӧдчанiн | Г) библиотека |
5.сёянiн | Д) туалет |
Переведи предложения на русский язык.*
Сентябр медводдза лунӧ челядь мунӧны велӧдчанiнӧ.
Менам радейтан авелӧдысь – Нина Петровна.
Менам классын эм ёрт Коля.
Сопоставь названия блюда с переводом.
1.шома шыд | А) кисель |
2.картупеля шаньга | Б) клюквенный морс |
3.турипувъя ва | В) картофельные шаньги |
4. пувъяпирӧг | Г) кислые щи |
5.ляз | Д) брусничный пирог |
Раздели слова на три группы:
Ма, кольк, кампет, тшай, йӧв, нянь, шыд, сакар, ва.
1) Сёян
2) Юан
3) Юмовтор
*Напиши предложения, используя данные слова.
Мерадейта _________,_________,__________.
Раздели слова на две группы.
Сарапан, гач, вӧнь, водздӧра, дӧрӧм, сера чувки.
Нывка
Зонка
Сопоставь рисунок орнамента и его название
А) насекомые | |
Б) мужчина | |
В) компас | |
Г) ошейник | |
Д) рога оленя |
Сопоставь слова с их переводом.
Каналанкып | А) герб |
Дӧрапас | Б) гимн |
Канпас | В) флаг |
Юркар | Г) столица |
Напиши в правильном порядке цвета флага Коми Республики на коми языке и укажи, что они означают.
|
|
|
Напиши названия всех города нашей республики.
Сопоставь.
А.И.Алексеев | А) ученый, филолог |
К.Ф.Жаков | Б) первый герой РФ в РК |
В.А.Савин | В) русско-американский социолог |
И.А.Куратов | Г) создатель коми театра, автор гимна РК |
П.А.Сорокин | Б) первый коми писатель |
Переведи текст на русский язык.*
Сыктывкар – Коми Республикалӧнюркар. Кар мича. Керкаяс карын ыджыдӧсь, уна судтаа. Юркарын эм уна велӧдчанiн, лыддьысянiн, театр. Сысола ю дорын эм мича парк.
Напиши названия 5 достопримечательностей г. Ухта.
Напишите текст о себе, вставляя пропущенные слова.*
Менö шуöны ______________. Овöй менам _______________. Ола _______________ карын. Велöдча________ классын. Менам эм _______________, пöль-пöч, _________________. Ми олам ас патераын _______________ улича вылын. Батьöс шуöны _________________, сылы ___________ арöс. Мамöс шуöны _________________, сылы ___________ арöс. Ме радейта котырöс.
Вариант 2
Восстанови текст, вставляя буквы.
….иша …етліс …ойччыны …иктö. …ійö …тсасис …öчыслы, …упайтчис. …аникулъяс …олляліс …эз …ура.
Выбери верный суффикс и продолжи предложение по смыслу. *
1. Горт (-ö, -сянь, -ын) школа (-öн, -лöн, -öдз) мемуна … .
2. Ыджыджык вок(-сянь, -öдз, -öн) воис … .
3. Гожöмнас ми ветлім Из гöра(-сянь, -ö, -öдз
Сопоставь слова с переводом.
1.велӧдчанiн | А) умывальник |
2.мыссянiн | Б) кабинет музыки |
3.сьыланiн | В) школа |
4.математика вежӧс | Г) библиотека |
5.лыддьысянiн | Д) кабинет математики |
Переведи предложения на русский язык. *
Сентябр медводдза лунӧ нывкаяс да зонкаяс мунӧны велӧдчанiнӧ.
Менам радейтанавелӧдысь – Лидия Степановна.
Менам классын эм нывъёрт – Марина.
Сопоставь названия блюда с переводом.
1.черинянь | А) пельмени |
2.паренча | Б) брусничный морс |
3.пувъя ва | В) солёные грибы с картошкой |
4.картупеля тшак | Г) рыбный пирог |
5.пельнянь | Д) парёная морковь |
Раздели слова на три группы:
Пувъя пирӧг, тшай, турипувъя ва, рок, шыд, ва, картупеля шаньга, ӧладди, пельнянь.
1) Сёян
2) Юан
3) Пӧжас
*Напиши предложения, используя данные слова.
Ме радейта _________,_________,__________.
Раздели слова на две группы.
Сарапан, гач, вӧнь, водздӧра, дӧрӧм, сера чувки.
1) Нывка
2) Зонка
Сопоставь рисунок орнамента и его название
А) насекомые | |
Б) мужчина | |
В) компас | |
Г) снежинки | |
Д) рога оленя |
Сопоставь слова с их переводом.
Каналанкып | А) герб |
Дӧрапас | Б) гимн |
Канпас | В) флаг |
Юркар | Г) столица |
Напиши в правильном порядке цвета флага Коми Республики на коми языке и укажи, что они означают.
|
|
|
Напиши названия всех города нашей республики.
Сопоставь.
И.А.Куратов | А) создатель первой коми азбуки |
Стефан Пермский | Б) советский хоккеист |
Р.П.Сметанина | В) русско-американский социолог |
С.А.Капустин | Г) лыжница |
П.А.Сорокин | Б) первый коми писатель |
Переведи текст на русский язык. *
Сыктывкар – Коми Республикалӧн юркар. Кар мича. Керкаяс карын ыджыдӧсь, уна судтаа. Юркарын эм уна велӧдчанiн, лыддьысянiн, театр. Сысола ю дорын эм мича парк.
Напиши названия 5 достопримечательностей г. Ухта.
Напишите текст о себе, вставляя пропущенные слова.*
Менö шуöны ______________. Овöй менам _______________. Ола _______________ карын. Велöдча________ классын. Менам эм _______________, пöль-пöч, _________________. Ми олам ас патераын _______________ улича вылын. Батьöс шуöны _________________, сылы ___________ арöс. Мамöс шуöны _________________, сылы ___________ арöс. Ме радейта котырöс.
Приложение 1
План контрольно-измерительной работы по коми языку (как неродному) для обучающихся 6 классов
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания (р.1 кодификатора) | Коды проверяемых умений (р.2 кодификатора) | Тип задания | Время выполнения (мин.) | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Знание лексических единиц по теме | 1.1 1.2 2.1.4 4.1 | 2.3 2.4 2.5 3.2 | КО | 4 | 6 |
2 | Выбор наиболее распространенных устойчивых словосочетаний. Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы | 1.1 4.2 4.5 2.1.1 2.1.4 | 2.4 2.8 3.3 | КО | 4 | 3 |
3 | Знание лексических единиц по изученным темам | 4.1 | 3.3 | ВО | 2 | 5 |
4 | Навыки перевода | 1.2 2.1.1 2.1.3 2.1.4 2.2.1 2.2.2 2.2.3 4.1 | 1.2 1.3 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 | КО | 4 | 3 |
5 | Знание лексических единиц по изученным темам Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы | 2.2.1 2.1.4 4.3 | 2.1 2.2 2.3 1.2 | ВО | 2 | 5 |
6 | Знание лексических единиц по изученным темам. Умение группировать слова по темам. | 2.1.4 2.2.1 4.3 | 2.2 2.3 3.2 | ВО | 2 | 5 |
7 | Знание лексических единиц по изученным темам. Умение группировать слова по темам. | 2.1.4 2.2.1 4.4 | 2.2 2.3 3.2 | ВО | 2 | 2 |
8 | Знание лексических единиц по изученным темам. | 2.1.4 2.2.1 4.3 | 2.2 2.3 3.2 | ВО | 2 | 5 |
9 | Знание лексических единиц по изученным темам. Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы | 2.1.3 2.1.4 2.2.1 4.6 | 2.7 2.2 2.3 3.2 | ВО | 2 | 4 |
10 | Знание лексических единиц. | 2.2.3 3.1 2.1.2 4.6 | 2.1 2.3 3.1 3.2 3.3 | КО | 3 | 3 |
11 | Знание лексических единиц Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы | 2.2.3 3.1 2.1.2 4.6 | 2.1 2.3 3.1 3.2 3.3 | КО | 3 | 5 |
12 | Знание выдающихся людей РК | 2.2.3 3.1 2.1.2 4.7 | 2.1 2.3 3.1 3.2 3.3 | ВО | 2 | 5 |
13 | Навыки перевода | 1.2 2.1.1 2.1.3 2.1.4 2.2.1 2.2.2 2.2.3 4.6 | 1.2 1.3 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 | КО | 5 | 5 |
14 | Знание лексических единиц Предложение своего варианта ответа, используя иные лексические единицы | 2.2.3 3.1 2.1.2 4.6 | 2.1 2.3 3.1 3.2 3.3 | КО | 2 | 5 |
15 | Краткое сообщение о себе | 2.2.3 3.1 4.1 4.2 4.5 | 2.1 2.3 3.1 3.2 3.3 | КО | 6 | 6 |