12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Викторовна Танюшкина458
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
6

Контрольные измерительные материалы итоговой контрольной работы по БИОЛОГИИ по теме «Органы цветковых растений»

Автор-составитель:

Танюшкина И.В.

Учитель биологии, химии, географии



Пояснительная записка

контрольных измерительных материалов

итоговой контрольной работы по БИОЛОГИИ по теме «Органы цветковых растений».


Данные контрольно-измерительные материалы по биологии составлены в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; на основании учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс».

При отборе материала для контрольной работы учитывались особенности речевого компонента учащихся, слухового восприятия, словарного запаса слабослышащих и уровня образовательных потребностей:

Адаптация письменных инструкций без изменения сути содержания, упрощение длинных предложений, включение в текст хорошо знакомых слов.

Психолого-педагогическая помощь учащихся на этапах принятия заданий, затруднений в выполнения.

В соответствии с ФГОС меняется оценивание выполнения учебных заданий, оценочно-отметочная шкала строится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода»: решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

1. Цели работы: выявить уровень

освоения учащимися знаний: понятий почки, простые листья, сложные листья, придаточные корни, боковые корни, узел, междоузлие, пазуха листа, основание листа, внешнее и внутреннее строение органов растений, функции органов, видоизменения органов растения, виды соцветий, типы опыления, виды плодов

овладения умениями: анализировать рисунки, таблицы, определять последовательность, систематизировать знания в виде таблицы, определять органы растений по рисунку, определять и объяснять причинно-следственные связи между функциями и приспособлениями к условиям, соотносить понятия и их значение, части органов и их названия

умений применять знания в практической деятельности: определять по семенам растения, определять виды листьев и виды жилкования у растений.


2. Структура КИМ итоговой контрольной работы по теме «Органы цветковых растений»

Контрольная работа состоит из трёх частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

часть А содержит задания заполнить пропуски в предложении;

часть В содержит задания с развернутым ответом;

часть С содержит задание с несколькими развернутыми ответами.

Задания с кратким ответом части А (5 заданий) контрольной работы предназначены для определения биологических компетентностей учащихся 6 классов по теме «Органы цветковых растений»: знание понятия почки, виды почек, группы органов растений, внутреннее строение листа, типы опыления виды плодов.

Часть В включает 7 заданий повышенного уровня сложности с ответом, в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Данная группа заданий выявляет знание внутреннего и внешнего строения органов растения, видов листьев, классов растений, видоизменения органов и их функции.

Часть С включает 2 задания высокого уровня сложности с несколькими развернутыми ответами. Данное задание выявляет знание функции органов.

Таблица 1. Структура варианта КИМ


Часть А

Часть В

Часть С

Число заданий - 14

5

7

2

Тип заданий и форма ответа

A1–5

с заполнением пропуска

B1–B7

с развернутым ответом

С1–С2

с обоснованием выполненных действий

Уровень сложности

Базовый

Повышенный

Высокий

Проверяемый учебный материал

Биология 6 класс тема «Органы цветковых растений»

Биология 6 класс тема «Органы цветковых растений»

Биология 6 класс тема «Органы цветковых растений»


5. Содержание итоговой контрольной работы по теме «Органы цветковых растений».

Таблица 2. Содержание контрольной работы

Элементы содержания

Число заданий

Максимальный балл за задание

Процент максимального первичного балла за задания данного элемента содержания от максимального первичного балла (14 заданий, 56 баллов)

Почка

1

1

1,7%

Группы органов

1

1

1,7%

Строение семени

1

5

8,5%

Классы растений по строению семян

2

2

3,4%

Строение корня

2

3

5,4%

Строение листа

6

16

28,6%

Строение стебля

2

5

8,5%

Строение цветка

1

4

6,8%

Соцветия

2

5

8,5%

Строение побега

1

1

1,7%

Виды плодов

1

1

1,7%

Типы опыления

1

1

1,7%

Функции органов

1

4

6,8%

Видоизменения органов

2

17

28,9%


Содержание и структура контрольной работы дают возможность полно проверить комплекс:

знаний

- понятий почки, простые листья, сложные листья, придаточные корни, боковые корни, узел, междоузлие, пазуха листа, основание листа

- строение семян, классов растений

- групп органов

- внешнее и внутреннее строение листа, видоизменения листьев, функции листьев, виды листьев, виды жилкования листьев

- внешнее и внутреннее строение корня, видоизменения корней, функции корней

- внешнее и внутреннее строение стебля, видоизменения побегов, функции видоизмененных побегов

- строение цветка, виды соцветий, значение соцветий

- типы опыления

- виды плодов

умений:

- анализировать рисунки, таблицы,

- систематизировать знания, заполнять таблицы,

- определять органы растений,

- определять и объяснять причинно-следственные связи между функциями и приспособлениями к условиям

- соотносить понятия и их значение, части органов и их названия

умений применять знания в практической деятельности

- определять по семенам растения,

- определять виды листьев и виды жилкования у растений.

6. Распределение заданий работы по уровню сложности

Часть А содержит 5 задания базового уровня (А1 – А5). Часть В содержит 7 заданий повышенного уровня (В1 – В7). Часть С содержит 2 задания высокого уровня сложности.

В таблице 4 представлено распределение заданий контрольной работы по уровню сложности.

Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности.

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 56

Репродуктивного характера

5

9

35%

Конструктивного характера

7

39

50%

Творческого характера

2

8

15%

Итого:

14

56

100%


7. Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 30 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся и внесение ответов в бланки).

8. Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом


Часть

Номер задания

Количество баллов

А

(репр.)

1 - 5

По 1 баллу за верное заполнение каждого пропуска (всего 9 баллов).

В

(констр.)

1.

По 1 баллу за правильное определение частей семени на рисунке (всего 5 баллов).

По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 2 балла)

Всего 7 баллов

2

По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 2 балла)

3

По 1 баллу за каждое верное соотнесение части листа и его номера (всего 3 балла)

По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 2 балла)

Всего 5 баллов

4

По 1 баллу за правильное определение частей цветка на рисунке (всего 3 балла).

1 балл за полный ответ на вопрос

Всего 4 балла

5

По 1 баллу за каждое верное соотнесение термина и его значения (всего 4 балла)

6

По 1 баллу за полные ответы на вопросы (всего 4 балла)

7

По 1 баллу за каждый верно внесенный элемент в таблицу (всего 13)

С (творч.)

1

4 балла за верное определение причинно-следственных связей между функциями и приспособлениями структур растений.

2

4 балла за верное определение причинно-следственных связей между функциями и приспособлениями структур растений.

Максимальный балл за всю работу – 56 баллов


Критерии оценивания контрольных измерительных материалов итоговой контрольной работа по теме «Органы цветковых растений»

по биологии 6 класс

Инструкция для учителя

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (28 – 41 баллов - 50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (42 – 47 баллов - 75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (48 – 56 балла - 86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 28 баллов - менее 50%).

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.


9. Поэлементный анализ контрольной работы.


Элементы

ФИ учащихся

Всего правильных ответов

% выполнения






Группы органов

Вегетативные








Генеративные








Почка

Понятие








Виды (вегетативные, генеративные)








Строение семени


Семенная кожура








Рубчик








Семявход








Семядоли








Эндосперм








Зародышевый стебель








Зародышевый корень








Зародышевая почка








Классы растений по строению семян

Однодольные








Двудольные








Корень

Виды корней:

боковые корни

придаточные корни








Внутреннее строение корня:

зона роста

зона всасывания








Функции зон корня (всасывание воды и минеральных солей, удлинения корня)








Видоизменения корней (корнеплоды, корневые шишки)








Функции видоизмененных корней








Лист

Внешнее строение листьев:

основание листа

листовая пластинка

жилки

черешок

прилистники








Виды листьев

простые

сложные








Виды жилкования листа

сетчатое, параллельное, дуговое, перистое, пальчатое








Внутреннее строение листа

кожица

ткани мякоти (губчатая, столбчатая)

устьица








Функции листа (газообмен, испарение воды, удаление ненужных веществ, изменение поверхности тела растения)








Видоизменения листьев (усик, колючка)








Функции видоизмененных листьев (защита, уменьшение испарения воды, прикрепление к опоре)








Стебель

Внешнее строение

узел

междоузлие








Внутреннее строение

камбий

луб








Цветок

Внешнее строение:

лепесток

пестик

цветоложе

тычинка

цветоножка

чашелистик








Строение тычинки (пыльник, тычиночная нить)








Виды соцветия (колос, корзинка)








Значение соцветия








Побег

Внешнее строение: пазуха листа








Видоизменения побега:

луковица

корневище

клубень








Функции видоизменения побега:

запас питательных веществ

вегетативное размножение








Количество верных ответов








Оценка работы










Ответы

контрольных измерительных материалов итоговой контрольной работы по теме «Органы цветковых растений»

по биологии 6 класс

Часть

задания

Ответ

Часть

задания

Ответ

1 вариант

2 вариант

А

1

Корень, лист, стебель – вегетативные органы растения.

А

1

Цветок, плод с семенами – генеративные органы растения.

2

Зачатком нового побега является почка.

2

Почки бывают вегетативные и генеративные.

3

По внешнему виду клеток и их расположению в мякоти листа различают губчатую и столбчатую ткани.

3

Снаружи лист покрыт кожицей.

4

У подсолнечника соцветие корзинка.

4

У пшеницы соцветие колос.

5

Различают два типа опыления - самоопыление и перекрестное опыление.

5

По особенностям околоплодника плоды делятся на сухие и сочные.

В

1

1 – семенная кожура

2 – семядоли

3 – зародышевый корешок

4 – зародышевый стебелек

5 – зародышевая почечка

1.Это семя принадлежит фасоли.

2.Данное растение по строению его семени относится к классу двудольных.

В

1

1 – семенная кожура

2 – семядоля

3 – зародышевый корешок

4 – зародышевый стебелек

5 – эндосперм

1.Это семя принадлежит пшенице.

2.Данное растение по строению его семени относится к классу однодольных.

2

1.Зона корня под буквой Р называется зоной роста.

2.Зона корня под буквой В выполняет функцию всасывания воды и минеральных солей.

2

1.Зона корня под буквой В называется зоной всасывания

2.Зона корня под буквой Р увеличивает длину корня.

3

А3, Б2, В1

1.Листья по числу листовых пластинок бывают простые и сложные.

2.У рябины сложные листья.

3

А4, Б1, В5.

1.Жилкование листьев бывает сетчатое, пальчатое, перистое, дуговое, параллельное.

2. У осины жилкование сетчатое.

4

1.лепесток

3.пестик

5. цветоложе

Главные части цветка называются пестик и тычинка.

4

2.тычинка

4.чашелистик

6.цветоножка

Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника.

5

1Г, 2А, 3Б, 4В

5

1Г, 2В, 3А, 4Б

6

1. На рисунке изображен срез стебля.

2. Образовательная ткань отмечена под номером 6. Она называется камбий.

3. Луб отмечен под номером 5.

6

1. На рисунке изображен срез листа.

2. Покровная ткань отмечена под номером 1. Она называется кожицей.

3. Устьице отмечено под номером 12.


Задание В7. 1 вариант

рисунка

Орган растения

Название видоизменения органа

Функция видоизмененного органа

1

Побег

Клубень

Запас питательных веществ, вегетативное размножение

2

Корень

Корнеплод

Запас питательных веществ

3

Побег

Луковица

Запас питательных веществ, вегетативное размножение

4

Лист

Колючка

Защита

Задание В7. 2 вариант

рисунка

Орган растения

Название видоизменения органа

Функция видоизмененного органа

1

Корень

Ходульные корни

Удерживают побеги на зыбкой земле

2

Побег

Корневище

Запас питательных веществ, вегетативное размножение

3

Лист

Усик

Цепляются к опоре

4

Побег

Луковица

Запас питательных веществ, вегетативное размножение


Часть С.

Вариант 1

Вариант 2

С1. Через устьица происходит газообмен, испарение воды. У водных растений устьица находятся на верхней стороне листа, потому что нижняя сторона листа находится в воде, а это мешает выполнению функций устьицами.

С1. Колючки – это видоизмененные листья. Колючки кактусов меньше испаряют воды, чем обычный лист, так растения приспособились к сухому климату.

С2. Мелкие цветки обычно объединяются в соцветия, потому что так они становятся более яркими, ароматными, заметными для животных-опылителей.

С2. Благодаря листопаду растения удаляют ненужные вещества, уменьшают поверхность надземных органов на неблагоприятный период года, т.е. уменьшают испарение и поломки побегов под тяжестью снега.


Итоговая контрольная работа по теме «Органы цветковых растений» по биологии 6 класс


Бланк ответов


Фамилия, имя _______________________________________________________________

t1574878842aa.gift1574878842ab.gift1574878842ac.gif

Класс Дата Вариант



Часть А

В заданиях А1 – А2 перепишите предложения, заполните пропуски.


задания

Ответ

А1



А2



А3



А4



А5




Часть В

Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком рядом с номером каждого задания (В1-В7). В бланк ответов введите только ответы без единиц измерения, как указано в задании.


задания

Правильный ответ

В1

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

1.


2.

В2

1.

2.

В3

А – цифра___

Б – цифра___

В – цифра___

1.

2.

В4

Номер на рисунке

Название части цветка







1.


В5

1._____ 2._______ 3.______ 4.______


В6

1.


2.


3.


В7

рисунка

Орган растения

Название видоизменения органа

Функция видоизмененного органа

1





2





3





4







Часть С

Ответ на задание С запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

С1._________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________

С2.

___________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по теме «Органы цветковых растений».

1 вариант

Часть А. В бланке ответов заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы по правилам русского языка аккуратным почерком полным предложением.

А1. ____, ___, ___ – вегетативные органы растения.

А2. Зачатком нового побега является ___.

А3. По внешнему виду клеток и их расположению в мякоти листа различают ___ и ___ ткани.

А4. У подсолнечника соцветие ___.

А5.Различают два типа опыления - __ и __ опыление.

Часть В.

В1. Подпишите название частей семени. Ответьте на вопросы полным ответом.

t1574878842ad.jpg

Какому растению принадлежит это семя?

К какому классу относится данное растение по строению его семени?

В2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы полным ответом.

Как называется зона корня под буквой Р?

Кукую функцию выполняет зона корня под буквой В?

t1574878842ae.png









В3. Рассмотрите рисунок. Соотнесите название частей листа с их номерами на рисунке. Ответьте на вопросы. Ответы запишите полным предложением в бланк ответов.

t1574878842af.jpgА. прилистник

Б. черешок

В. листовая пластинка





Какие виды листьев по числу листовых пластинок бывают?

Какой вид листьев у рябины?

В4. Рассмотрите рисунок. Напишите в бланке ответов части цветка под нечетными номерами. Ответьте на вопрос полным ответом.

1. Как называются главные части цветка?

t1574878842ag.png

В5. Соотнесите термин и его значение.


Термин

Значение термина

1.Сложные листья

А.корни, образующиеся на побеге.

2. Придаточные корни

Б.часть стебля между двумя узлами

3. Междоузлие

В.угол между листом и стеблем.

4. Пазуха листа

Г.листья, которые состоят из нескольких листовых пластинок.


В6. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопрос полным предложением.

t1574878842ah.png

1. Какого органа поперечный срез изображен на рисунке?

2. Под каким номером отмечена образовательная ткань? Как она называется?

3. Под каким номером отмечен луб?






В7. Рассмотрите рисунки. Заполните таблицу в бланке ответов.

t1574878842ai.jpgt1574878842aj.jpgt1574878842ak.pngt1574878842al.jpg

1. 2. 3. 4.

Часть С. Дайте развернутые ответы.

С1. Объясните, почему у водных растений устьица находятся на верхней стороне листовой пластинке?

С2. Объясните, почему в соцветия объединены обычно мелкие цветки?


Итоговая контрольная работа по теме «Органы цветковых растений».

2 вариант

Часть А. В бланке ответов заполните пропуски в предложениях. Запишите ответы по правилам русского языка аккуратным почерком.

А1. ____, ___ с ___ – генеративные органы растения.

А2. Почки бывают ___ и ____.

А3. Снаружи лист покрыт _____.

А4. У пшеницы соцветие ___.

А5. По особенностям околоплодника плоды делятся на __ и __.

Часть В.

В1. Подпишите название частей семени. Ответьте на вопросы полным ответом.

t1574878842am.jpg

Какому растению принадлежит это семя?

К какому классу относится данное растение по строению его семени?

В2. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы полным ответом.

Как называется зона корня под буквой В?

Кукую функцию выполняет зона корня под буквой Р?

t1574878842ae.png








В3. Рассмотрите рисунок. Соотнесите название частей листа с их номерами на рисунке. Ответьте на вопросы. Ответы запишите полным предложением в бланк ответов.

t1574878842af.jpgА. основание

Б. листовая пластинка

В. жилки





Какие виды жилкования бывают у листьев?

Какой вид жилкования у листа осины?

В4. Рассмотрите рисунок. Напишите в бланке ответов части цветка под четными номерами. Ответьте на вопрос полным ответом.

1. Из каких частей состоит элемент под номером 2?

t1574878842ag.png

В5. Соотнесите термин и его значение.


Термин

Значение термина

1.Простые листья

А.корни, которые образуются на корнях всех видов.

2. Основание листа

Б.место прикрепления листа к стеблю

3. Боковые корни

В.нижняя часть листа, которым он прикрепляется к стеблю.

4. Узел

Г.листья, которые состоят из одной листовой пластинки.


В6. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопрос полным предложением.

t1574878842an.jpg

1. Какого органа поперечный разрез изображен на рисунке?

2. Под каким номером отмечена покровная ткань? Как она называется?

3. Под каким номером отмечено устьице?











В7. Рассмотрите рисунки. Заполните таблицу в бланке ответов.

t1574878842ao.jpgt1574878842ap.jpgt1574878842aq.jpgt1574878842ak.png

1 2 3 4

Часть С. Дайте развернутые ответы.

С1. Объясните, почему у кактуса листья превратились в колючки?

С2. Объясните, какое значение в жизни растения имеет листопад?



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 19.01.20 в 02:10 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас с победой в конкурсе! Вдохновения и успехов в работе!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.