Контрольно-измерительные материалы для формирования и оценки УУД к учебному предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса
Контрольно-измерительные материалы для формирования и оценки УУД к учебному предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса
Аннотация
Контрольно-измерительный материал разработан с использованием УМК «Школа России», согласно положениям ФГОС НОО.
Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий.
Адресуется учителям начальной школы общеобразовательных организаций.
КИМ построены на концепции системно-деятельностного подхода.
Использование требований в качестве критериев оценки позволит перейти от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно четким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
При новом подходе на первое место становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.
Проведение диагностики образовательных достижений учащихся включает:
- оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов;
- оценку личностных результатов;
- оценку метапредметных результатов;
-оценку динамики изменения образовательных достижений обучающихся и уровня личностного развития.
Планируемые результаты.
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Метапредметные:
Регулятивные:
определение цели и задач учебной деятельности;
составление плана и последовательности действий;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.
Коммуникативные:
умение формулировать точку зрения
умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
умение аргументировать свою точку зрения
Познавательные:
интуитивный речевой анализ-синтез
строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте
умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 3 классе по разделу «Морфология».
Материалы для формирования коммуникативных УУД
Задание 1
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умение высказывать собственную точку зрения и прислушиваться к мнению участников группы для принятия совместного решения
Работа в группе. Угадайте слово по его описанию. Объясните, к какой части речи относятся слова- отгадки
«Глаз» автомобиля.
«Свежезамороженный» дождь.
«Слово» регулировщика.
«Архитектурное строение» пчел.
Родной или крестный.
Шляпка на ножке.
Лесной барабанщик.
Собачья радость.
Задание 2
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Объясните иностранцу, изучающему русский язык, чем похожи и чем отличаются слова
белый, белизна, белеет
Задание 3.
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
Прослушайте музыкальное произведение, и устно опишите воображаемую картину, использовав как можно больше глаголов и прилагательных.
Материалы для формирования познавательных УУД
- умение находить закономерность, схожие и отличительные черты частей речи
Задание 4: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Бегает, приплывут, работа, рисовали.
2. Радостный, солнце, резкий, грустный.
3. Водяной, водитель, водица, наводнение.
4. Вьюнок, крылья, бельё, крыльцо.
-умение давать определение понятию, пополнение словарного запаса учащихся
Задание 5. «Развиваем логику».
По определению назови слово:
1. хрустящий, зелёный, пупырчатый;
2. маленькая, пугливая, компьютерная;
3. интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
-умение находить существенные признаки понятия, соотносить их; пополнение словарного запаса учащихся
Задание 6. «Найди соответствие».
1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: звезда – яркая, известная, пятиконечная.
Существительное –
Прилагательное –
Глагол –
Местоимение –
Материалы для формирования регулятивных УУД
Задание 7. Подчеркни имена существительные одной чертой, прилагательные двумя, глаголы - обводить.
Начинается, галка, две, апрельский, гуляю, компьютер
Назови оставшуюся часть речи _____________________________
2)Проверь свою работу с образцом на доске
-умение контролировать и корректировать свою запись по эталону
Задание 8. Работа в малых группах. Охарактеризуйте слова, как части речи, используя таблицу на форзаце учебника.
Слово | |
Значение | |
Вопрос | |
Как изменяется | |
Роль в предложении | |
1 группа – бегут
2 группа – труд
3 группа – умные
4 группа – они
- умение использовать эталон, определение последовательности действий.
Задание 9
Материалы для формирования коммуникативных УУД
- умение дать краткий ответ на заданную тему
- Что такое корень, основа, окончание? (части слова)
Материалы для формирования регулятивных УУД
Задание 10
Нельзя путать части слова и части речи! Распределите слова в две группы:
ЧАСТИ РЕЧИ ЧАСТИ СЛОВА
имя прилагательное имя существительное глагол предлог
приставка суффикс корень основа окончание
- умение определять последовательности действий, контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания,
КЛЮЧИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
| ||
1 | Угадали все слова по описанию, дано правильное определение Угадали половину слов по описанию или угадали, но не смогли определить часть речи Угадали меньше половины слов | 2 1 0 |
1 | Правильно выстроенная монологическая речь с определением названий частей речи | 1 0 |
3 | Правильно составленный рассказ с употреблением заданных частей речи | 1 0 |
4 | Правильно определил по определению ( по одному баллу за каждый правильный ответ) | 4 |
5 | За каждое угаданное слово по 1 баллу За два анологичных описания- 2 балла | 5 |
6 | За каждое правильное описание по 1 баллу | 4 |
7 | За каждый правильный ответ по 1 баллу За правильное название определения -1 балл | 7 |
8 | За каждый правильный ответ по 1 баллу За умение работать в группе -1 балл | 5 |
9 | Дан правильный ответ Нет ответа | 1 0 |
10 | Правильно распределил все слова Распределил верно половину Распредел меньше половины | 2 1 0 |
| Максимальный балл | 34 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-16 баллов | 17-23 баллов | 24-29 баллов | 30-34 баллов |
Критический | Допустимый | Базовый (средний) | Эффективный (высокий) |
Список литературы
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 №373;
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017
Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018
Канакина В.П.. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018
Голубь В.Т. Русский язык. Тематический контроль знаний учащихся. 3 класс. – Воронеж: М – КНИГА, 2018.
Тарасова Л.Е. Разнокорневые антонимы. Словарик по русскому языку. – М.: Просвещение, 2018
Интернет ресурсы