КИМ для итоговой оценки образовательных результатов учащихся 5 класса на тему «Биология – наука о живых организмах»

3
1
Материал опубликован 11 November 2019 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78» ГОРОДА КЕМЕРОВО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

для итоговой оценки образовательных результатов учащихся

по биологии, 5 класс

тема: «Биология – наука о живых организмах»

 

 

 

 

 

 

 

составитель: Фунтова И.Г., учитель биологии

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ №78»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2019

СОДЕРЖАНИЕ


 

Пояснительная записка 3


 

Инструкция учащимся по выполнению работы 6


 

Итоговый тест по разделу «Биология – наука о живых организмах», 5 класс 7


 

Правильные ответы 15


 

Список использованных источников 16


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение КИМ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Содержание работы определяется на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования по биологии;

Примерные программы основного общего образования по биологии.

Форма проведения тестирования и объём тестовой основы соответствуют и возрастным особенностям учащихся. КИМ содержит подробную инструкцию, которая учит рационально распределять учебное время, формирует навыки адекватной самооценки. Распределение заданий работы по ее частям дается в таб­лице 1.

 

Таблица 1.

Распределение заданий по частям работы

 

Общее число заданий

Максимальный первичный балл

Число заданий с записью ответа в виде одной цифры

Число заданий с записью ответа в виде набора цифр

Число заданий закрытого типа, в которых отсутствуют варианты ответов

17

21

8

2

7

 

Работа включают 8 заданий с записью ответа в виде од­ной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, 2 задания с кратким ответом в виде набора цифр и 7 заданий закрытого типа.

Каждое из заданий 1-8 считается невыполненным в следующих случаях: записан номер неправильного ответа; записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не записан.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Каждое правильно выполненное задание 1-8 оценивается 1 баллом, зада­ние 9-10 - 2 баллами (если допущена одна ошибка - 1 балл, две и более ошибок - 0 баллов), задания 11, 12, 14-17 - 1 балл. Задание 13 оценивается в 3 балла, каждый элемент ответа оценивается в 1 балл. Таблица перевода баллов в оценки предложена в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

 

отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

первичный балл

0 - 9

14 - 10

17 - 15

21-18

 

Задания работы разнообразны по типологии, имеют различный уровень сложности. Материал тестирования и форма его проведения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знако­мой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебны­ми умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; да­вать определения основных биологических понятий; пользоваться биологически­ми терминами и понятиями.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложны­ми умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распозна­вать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов (см. табл. 3).

Таблица 3.

Распределение заданий по уровням усвоения содержания

 

Уровни усвоения содержания

Число заданий

Номера заданий

1. Воспроизведение знаний

8

1-8

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

7

9,10,13,14-17

3. Применение знаний и умений в измененной ситуации

2

11,12

Итого:

17

17

 

В таблице 4 приведено распределение заданий КИМ по элементам содер­жания темы.

 

 

 

Таблица 4.

Распределение заданий по элементам содержания

 

Темы разделов курса биологии

Номера заданий

Биология как наука. Разделы биологии

1,2,9

Методы изучения живых организмов

4,5,

Царства живой природы

6,10,11,12

Свойства живых организмов

1,16,17

Строение микроскопа. Правила работы с биологическими приборами и инструментами.

8,13

Великие учёные-естествоиспытатели.

7,14,

Осенние явления в жизни растений

3,15

Итого:

17

 

Задания работы разнообразны по типологии, имеют различный уровень сложности, имеют тесную связь с практикой и актуальными для учащихся знаниями.

Задания теста не только проверяют конкретные знания и умения, они направлены на развитие научного кругозора детей, умения анализировать и сравнивать полученную информацию, формирование культуры учебного труда школьника, работы с биологическим оборудованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

 

На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1–8 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 9-10 запишите в виде последовательности цифр, соответствующих верным компонентам ответов в отведѐнном для этого месте в поле после вопроса.

В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаѐтся выполнить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Задание включает 2 части.

Часть 1 содержит 8 заданий с выбором ответа (1-8), верный ответ

на каждое задание из этих заданий оценивается одним баллом, рекомендуемое время на выполнение этих заданий по 1-1,5 минуте и 2 задания с выбором нескольких верных ответов (9-10), верный ответ на каждое задание из этих заданий оценивается двумя баллами, рекомендуемое время на выполнение этих заданий по 2-4 минуты. Ответы к этим заданиям записываются в виде последовательности цифр, которая соответствует номеру правильного ответа.

Часть 2 содержит 6 заданий с кратким ответом (11,12, 14-17), верный ответ за каждое из этих заданий оценивается одним баллом, рекомендуемое время на выполнение этих заданий по 2-4 минуты и 1 задание с кратким ответом (13), верный ответ за каждый из элементов которого оценивается одним баллом (итого 3 балла), рекомендуемое время на выполнение задания 3-5 минут. Ответы на эти задания занесите в поля, расположенные под формулировками заданий.

 

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

первичный балл

0 - 9

14 - 10

17 - 15

21-18

Желаем успеха!

 

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «БИОЛОГИЯ- НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ», 5 КЛАСС.

1 вариант

 

Часть 1.

 

Задания 1 - 8. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Выберите один верный ответ на каждый вопрос. Ответ запишите в виде номера верного на Ваш взгляд ответа в соответствующее поле под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

 

 

1. Биология - это наука о

а) минералах

б) живых организмах

в) звёздах

г) горных породах

 

 

Ответ:

 

 

2. Изучить царство Растения помогает наука:

а) анатомия

б) ботаника

в) зоология

г) микология

 

 

Ответ:

 

 

3. Наука о сезонном изменении живых организмов называется:

а) морфология

б) физиология

в) фенология

г) анатомия

 

 

Ответ:

 

 

4.Метод, в котором наблюдение про­водят в специально создаваемых и контролируемых условиях, называ­ется:

а) эксперимент

б) фенология

в) измерение

г) статистика

 

 

Ответ:

 

 

5.Изучение объекта с помощью ли­нейки и весов получило название

а) разглядывание

б) измерение

в) наблюдение

г) экспериментирование

 

 

Ответ:

 

 

6. Учёные разделяют все живые орга­низмы на

а) 2 царства

б) 3 царства

в) 4 царства

г) 5 царств

 

 

Ответ:

 

 

7. Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа растительные клетки

а) Ч. Дарвин

б) М. Шлейден

в) Р. Гук

г) В. Вернадский

 

 

Ответ:

 

 

8. Если объектив микроскопа имеет увеличение 5Х, а окуляр имеет увеличение 20Х, то максимальное увеличение микроскопа будет равняться:

а) 20 Х

б) 25 Х

в) 100 Х

г) 200 Х

 

 

Ответ:

 

 

 

Задания 9 - 10. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Выберите три верных ответа на каждый вопрос из предложенного перечня. Ответ запишите в виде номеров верных на Ваш взгляд ответов в соответствующие поля под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 2 балла.

 

 

9. Биологическими науками являются:

а) физика

б) зоология

в) химия

г) ботаника

д) география

е) анатомия.

 

 

 

 

Ответ:

 

 

10. В биологии выделяют следующие царства живой природы:

а) минералы

б) бактерии

в) камни

г) растения

д) вещества

е) грибы.

 

 

 

 

Ответ:

 

 

Часть 2.

 

Задания 11 - 12. Ответом к заданиям 11–12 является слово (термин). Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идёт речь в каждом тексте. В ответе укажите название описанного царства живой природы. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

 

11. Некоторые виды лактобактерий нашли применение в промышленности для производства кефира, йогурта, сыров. Лактобактерии участвуют в процессах засолки овощей, в приготовлении маринадов и других продуктов.

 

 

Ответ:

 

 

12. Росянки — многолетние травы, иногда с клубневидно утолщённым стеблем, с округлыми, или продолговатыми, черешковыми или сидячими листьями, у большинства видов собранными в густую прикорневую розетку. Край и верхняя поверхность листа усажены крупными железистыми волосками, раздражимыми при соприкосновении и выделяющими слизь, служащую для улавливания насекомых.

 

 

Ответ:

 

 

 

Задание 13. Ответом к заданию являются слова (термины). Посмотрите на рисунок и установите, как называется часть микроскопа, обозначенная указателями с номерами 1-3. В ответе укажите название указанной части микроскопа. За каждый верный компонент ответа Вы получите 1 балл. Максимальная сумма баллов за верный ответ – 3 балла.

t1573449877aa.gift1573449877ab.jpg

Ответ:

1

 

2

 

3

 

 

 

Задания 14-17. Ответом к заданию является слово (термин). Прочитайте предложения и установите, какое слово (термин) пропущен в тексте. В ответе укажите только пропущенный термин. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

 

 

Фамилия любого ученого – естествоиспытателя, вклад которого в развитие биологии Вы считаете значимым.

 

 

Ответ:

 

 

Название одного хвойного растения, которое сбрасывает хвою на зиму.

 

 

Ответ:

 

 

Как называется способность живых организмов реагировать на изменение окружающей среды.

 

 

Ответ:

 

 

Назовите наименьшую структурно-функциональную единицу всего живого (свойственна представителям всех царств живой природы кроме вирусов).

 

 

Ответ:

 

 

 

Желаем удачи!

2 вариант

 

Часть 1.

 

Задания 1 - 8. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Выберите один верный ответ на каждый вопрос. Ответ запишите в виде номера верного на Ваш взгляд ответа в соответствующее поле под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

 

 

1. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется

а) гидросфера

б) биосфера

в) литосфера

г) атмосфера

 

 

 

Ответ:

 

 

2. Наука о животных называется

а) анатомия

б) ботаника

в) зоология

г) физиология

 

 

Ответ:

 

 

3. Сигнальным фактором для наступления сезонных изменений в живой природе служит:

а) понижение температуры

б) уменьшение длины светового дня

в) выпадение снега

в) длительные дожди

 

 

 

Ответ:

 

 

4. Глядя в микроскоп на то, как перемещается простейшее, ученый использует метод:

а) наблюдение

б) измерение

в) моделирование

г) статистика

 

 

Ответ:

 

 

5.Простейший увеличительный прибор, используемый биологами для изучения мелких объектов:

а) микроскоп

б) телескоп

в) лупа

г) бинокль

 

 

Ответ:

 

 

6. Микология – наука, изучающая царство

а) растения

б) животные

в) грибы

г) бактерии

 

 

Ответ:

 

 

7. Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа животные и бактериальные клетки

а) Ч. Дарвин

б) А.Левенгук

в) И. Павлов

г) В. Вернадский

 

 

Ответ:

 

 

8. Если объектив микроскопа имеет увеличение 20Х, а окуляр имеет увеличение 5Х, то максимальное увеличение микроскопа будет равняться:

а) 20 Х

б) 25 Х

в) 100 Х

г) 200 Х

 

 

Ответ:

 

 

 

Задания 9 - 10. Прочтите вопросы и варианты ответа к ним. Выберите три верных ответа на каждый вопрос из предложенного перечня. Ответ запишите в виде номеров верных на Ваш взгляд ответов в соответствующие поля под вопросом. За каждый верный ответ Вы получите 2 балла.

 

 

9. Методами изучения живой природы являются:

а) координация

б) сложение

в) измерение

г) вычитание

д) эксперимент

е) наблюдение.

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

10. Линза входит в состав:

а) лупы

б) штатива

в) окуляра

г) винтов

д) объектива

 

 

 

 

Ответ:

 

 

Часть 2.

 

Задания 11 - 12. Ответом к заданиям 11–12 является слово (термин). Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идёт речь в каждом тексте. В ответе укажите название описанного царства живой природы. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

 

11. Страусы — нелетающие птицы. Для них характерно полное отсутствие киля и слаборазвитая грудная мускулатура. Крылья у страусов недоразвитые; два пальца на них заканчиваются когтями, или шпорами.

 

 

Ответ:

 

 

12. У многих живых организмов широко распространено заболевание фитофтороз. Оно вызывается грибом – фитофторой. Повреждённые фитофторой организмы не пригодны в пищу.

 

 

Ответ:

 

 

 

Задание 13. Ответом к заданию являются слова (термины). Посмотрите на рисунок и установите, как называется часть микроскопа, обозначенная указателями с номерами 1-3. В ответе укажите название указанной части микроскопа. За каждый верный компонент ответа Вы получите 1 балл. Максимальная сумма баллов за задание – 3 балла.

 

t1573449877ac.gift1573449877ab.jpg

Ответ:

1

 

2

 

3

 

 

 

Задания 14-17. Ответом к заданию является слово (термин). Прочитайте предложения и установите, какое слово (термин) пропущен в тексте. В ответе укажите только пропущенный термин. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл.

 

 

Фамилия любого ученого – естествоиспытателя, вклад которого в развитие биологии Вы считаете значимым.

 

 

Ответ:

 

 

Название одного растения, которое не сбрасывает листву на зиму.

 

 

Ответ:

 

 

Как называется способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.

 

 

Ответ:

 

 

Назовите царство живой природы, представители которого не имеют клеточного строения.

 

 

Ответ:

 

 

 

 

Желаем удачи!

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

 

задания

Ответы

Максимальное количество баллов за верный ответ

Вариант 1

Вариант 2

 

 

Б

Б

1

 

Б

В

1

 

В

Б

1

 

А

А

1

 

Б

В

1

 

Г

В

1

 

В

Б

1

 

В

В

1

 

Б Г Е

В Д Е

2

 

Б Г Е

А В Д

2

 

Бактерии

Животные

1

 

Растения

Грибы

1

 

1 - предметный столик

2 - окуляр

3 - штатив

1 – объектив

2 – штатив

3 - винт

3

 

Фамилия любого ученого –естествоиспытателя

Фамилия любого ученого –естествоиспытателя

1

 

Лиственница

Ель, пихта, сосна, кедр или любое другое вечнозеленое растение

1

 

Раздражимость

Наследственность

1

 

Клетка

Вирусы

1

Итого:

21

21

21

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Беседина Л.А., Стартовые диагностические работы по биологии для 5-9 классов. Мето-дическое пособие.– Курск: ООО «Учитель», 2017. – 95 с.

 

2. Биология: 5 класс Т.С. Сухова, В.И. Строганов. М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.

 

3. Буньков А.В, Итоговый тест по биологии, раздел «Человек», 8 класс // Урок. Рф. 2017. – 04 ноября [Электронный ресурс] URL: https://урок.рф/library/itogovij_test_po_biologii_razdel_chelovek_8_klass_145545.html (дата обращения: 10.11.2019)

 

4. Материалы википедии // wikipedia.org. 2019. [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.11.2019)

 

5. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения

в 2020 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ. // Федеральный институт педагогических измерений. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://fipi.ru/OGE-I-GVE-9/DEMOVERSII-SPECIFIKACII-KODIFIKATORY (дата обращения: 01.11.2019)

 

6. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИ // СтатГрад. 2019. [Электронный ресурс] URL: https:// https://statgrad.org/media/custom/2014/12/04/bio_ege_90_spec.pdf (дата обращения: 10.11.2019)

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Геннадьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

19 January 2020