Урок русского языка в 3 классе «Состав слова»
Технологическая карта урока
учителя начальных классов МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Гришановой Ирины Владимировны
Урок русского языка «Состав слова», 3 «А» класс, УМК «Школа России»
Тема урока: Обобщение знаний о составе слова
Цель: формировать умение разбирать слова по составу
Учебные задачи:
Личностные результаты:
1.Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности
2.Формировать понимание причин успеха в учебной деятельности
Метапредметные результаты:
1. формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2. формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
3. развивать способность анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
4. развивать умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
5. развивать способность выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;
6.развивать умение формулировать собственное мнение и позицию
Оборудование урока:
Материалы для учащихся: учебник русского языка 3 кл. 1 ч. под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточка с заданием.
Материалы для учителя:учебник русского языка 3 кл. 1 ч. под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,технологическая карта, презентация
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел уже звонок, - Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Запишите число и классная работа. | Настраиваются на урок. Приветствуют учителя. -записывают в тетради | Личностные УУД Широкая мотивационная основа учебной деятельности | Метод формирования готовности восприятия учебного материала |
2.Актуализация опорных знаний 3.Целеполагание 4.Обобщение 5.Самостоятельная работа 6. Работа в группах 7. Повторение | Ребята, я хочу проверить насколько вы были внимательны на прошлых уроках и предлагаю поиграть в игру. Игра «Продолжи предложение» -Часть слова, которая служит для связи слов в предложении… -Главная часть слова(без чего слово не может быть)… -Часть слова без окончания …. -Какие части слова служат для образования новых слов? - Хорошо! А что образуют эти части? -Ребята, можете ли вы назвать тему урока? Какие цели поставим перед собой? -Откройте учебник на стр.100 Рубрика «Проверь себя» 1. Выполним упражнение №1 -Прочитайте. Выполняем устно с комментированием 2. -Ребята, посмотрите внимательно на доску. Эти слова нужно разобрать по составу. (грибник, лесной, шёлковые, снежинки, зимний, кормушка, рассветы, холодная) 3. Замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными прилагательными с приставками. Выделите приставку и окончание. (День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца) 4. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам разделится на группы. (Распределяю по группам. На карточках записаны обозначения частей слова. 1 группа – корень; 2 – группа – окончание; 3 – группа – приставка; 4 – группа – суффикс.) . 5. -Ребята, нас ждет следующее задание. Но чтобы его выполнить мне нужно по 1 представителю группы. Ваша задача достать из коробочки схему состава слова (у каждого своя) и записать слова подходящие под вашу схему. 5. Укажите слово, которое не является однокоренным среди данной группы и выделите общий корень среди остальных. а) чайник, чайный, нечаянно, чай; | -окончание -корень -основа -суффикс, приставка -Состав слова -ответы детей Выполняют упражнение с устным комментированием Разбор слов по составу у доски, -объясняют свой ответ безрадостный, бесшумный, бесчувственный, бессердечный, бесконечный, -делятся на группы -выполняют задания из рубрики «Проверь себя» группами: 1 – 4 задание, 2 группа – 5 задание, 3 группа – 6 задание, 4 группа – 7 задание. -выполняют задание группой. Подбирают слова по схемам -нечаянно -залегать -делить -горький | Регулятивные УУД -умение принимать и сохранять цели и задачи деятельности Коммуникативные УУД -умение формулировать собственное мнение и позицию Позравательные УУД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Регулятивные УУД -умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД -умение сравнивать, анализировать, обобщать Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: способность выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи Познавательные УУД: анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков | Игра Обсуждение Упражнение Упражнение Обсуждение Практическая работа |
8. Рефлексия 9. Домашнее задание | -Ребята, сегодня вы хорошо поработали. -Давайте вспомним: -Что нужно сделать, чтобы найти корень? -Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов -Что нужно сделать, чтобы найти окончание? -Какие части слова служат для образования новых слов? -Сейчас я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке Дополните предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …. Сегодня я сумел… Урок прошел для меня … Запишите д.з. стр. 101 Выполнить проект «Семья слов» Спасибо за урок! | -подобрать однокоренные слова -суффикс -изменить слово в соответствии с вопросом -суффикс, приставка Проводят самооценку. Записывают домашнюю работу | Коммуникативные УУД умение формулировать собственное мнение и позицию Личностные УУД: понимание причин успеха в учебной деятельности | Беседа Самооценка |