Открытый урок русского языка в 3 классе «Состав слова»
Открытый урок
Русского языка
Тема: Состав слова.
3 «А» класс
УМК «Школа- 21века»
Выполнила: Овчарова
Анастасия Александровна
учитель начальных классов
МБОУ ЦО №8
г. Тулы
2019 г
Конспект урока по русскому языку.
Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Состав слова».
Тип урока – исследование. Участники ученики 3 класса, 8-9 лет.
Цели урока:
- проверить теоретические знания учащихся по теме;
- совершенствовать умение разбирать слово по составу;
- продолжить формирование орфографического и пунктуационного навыка.
Формирование УУД:
Регулятивные:
- формировать у учащихся умение определять цель занятия;
- развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать предполагаемый результат;
- формировать умение корректировать дальнейшую деятельность;
- побуждать учащихся к самооценке своей деятельности на уроке.
Личностные:
- воспитывать в учащихся внимательность, самостоятельность.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в коллективе, проявлять толерантность.
личностные и регулятивные - разноуровневые задания;
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, презентация,итерактивный тренажёр «Слова из словарика» (www.myshared.ru ), анимированный кроссворд «Состав слова» (pedsovet.su ), раздаточный материал (листы с заданиями к уроку — на каждого ученика), цветные карточки (части слова, цвета подбираются так,чтобы получилась радуга), песня фиксиков «Помогатор», конверты с рассыпанной пословицей, карточки трёх цветов ( красный, жёлтый, зелёный) разноуровневые задания, смайлики, изображение лестницы.
Этап урока | Ход урока | Примечания |
1. Орг. момент. Психологический настрой учащихся. | Орг. момент. Я рада видеть всех вас на уроке русского языка. А для успешной работы нам сегодня понадобятся: -внимательные глазки, -чуткие ушки, -ловкие ручки, -сообразительные головы. И , конечно же, хорошее настроение! Желаю вам успехов в работе на уроке! Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями. Ребята, а кто такой исследователь? Какими качествами он должен обладать? ( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). А вот что мы будем исследовать, докажем в ходе нашего урока. Если мы с вами исследователи, то наш кабинет «научная лаборатория». Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наши рабочие тетради. Открыли рабочие тетради, записали дату исследования. Дата исследования — Одиннадцатое марта. Место проведения исследования это наша классная работа. Записали положили ручки. | Слайд 1 |
Слайд 2 Слайд 3 | ||
2. Актуализа ция знаний Минутка чистописания Словарно орфографическая минутка Гимнастика для пальчиков. | Посмотрите внимательно на экран. Перед вами буквенное поле. В каждой строчке присутствует та буква которую мы будем писать. Эта буква повторяется только один раз. Внимательно посмотрите и определите какую букву будем писать. ( буква С ) Мы будем писать букву «эс». Звук «С» Дайте характеристику этому звуку. (согласный,твёрдый парный «с'», глухой парный «з») Перед тем как писать приготовьте свои пальчики к гимнастике. Это пальчик большой (это дедушка Этот пальчик указательный (это бабушкаСредний пальчик (это папа) Безымянный (это мама) А мизинчик (это я) А это вся моя семья! Ручки наши готовы писать. Посмотрите на экран и найдите закономерность. (каждый раз увеличивается количество строчной буквы «С» Сс Ссс Сссс ) Пропишите строчку до конца.Оцените свою работу, для этого обведите лучшее написание вашего узора.(зел. ручкой) cловарная работа - На полях запишите С. д. Словарный диктант. Спишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы,подчеркните их зеленой ручкой, поставьте ударение. - Обменяйтесь тетрадями. Проверяем. Оцените работу. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Презентация тренажёр проверка у доски по цепочке |
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала. Формулирование темы и цели урока. (работа в группе) | - Вы разделены на шесть групп. У каждой группы на столе лежит кроссворд. С него мы начнём наше исследование. Разгадав его вы узнаете, какую тему сегодня на уроке мы с вами будем исследовать. - Давайте проверим ответы. - Над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Состав слова.) - Какую цель урока поставим? (закрепим знания о частях слова (морфемах), потренируемся в выполнении разбора по составу.) | Слайд 7 (проверка на экране) групповая работа Слайд 8 Слайд 9 |
4. Изучение нового материала Работа с деформированным текстом. Упражнения для глаз Восстановление деформированных слов Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. | - Сегодня на уроке мы будем исследовать состав слова и словообразование. Так из каких частей (морфем) состоит слово? (приставка, корень, суффикс, окончание.) Перед вами деформированный текст. Прочитайте его. ….итебе, ...ыйис...ователь! ….ых ….ний, ….ых от....ий! – Получилось прочитать? А почему? (в словах нет корня) – Попробуйте прочитать теперь. Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! – При помощи какой морфемы смысл слова восстанавливается быстрее? – А что же такое корень слова?(Общая часть однокоренных слов. Несет основное значение ) 3) Подбор однокоренных слов –Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень. Кто уверен в своих силах, поставьте на полях «!», кто сомневается, поставьте знак «?». Кто рыбачит на реке – Что общего во всех этих словах? (корень) Вертикальные движения (вверх – вниз). Горизонтальные движения (вправо – влево). Бабочка (быстро моргаем), спокойно закрыли, открыли. - Отдохнули. Продолжаем исследование. Внимание! Перед вами слова которые рассыпались на части и эти части перепутались. Ваша задача собрать их так, чтобы получились слова. Записать слова в тетрадь и выделить части слова. -Восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите в тетрадь получившиеся слова. 1) к, дар, и, по ____________________ -Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс) - Дайте определение этим частям слова? (Приставка – часть слова - которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) - Сверь свои ответы с экраном, оцени свою работу: (зеленый) - задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; (желтый) - допущена 1-2 ошибки; (красный) - испытывал затруднения, нужна помощь. | Слайд 10 Слайд 11 карточка на доске Слайд 12 ( на полях тетради) ! ? Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Подарки прогулка пригорок берёзовая заснеженный избушка карточки на доске Слайд 16 Слайд 17 |
Физкульт минутка | Звучит песня фиксиков «Помогатор». Дети выполняют танцевальные движения. | Слайд 18 |
- Посмотрите внимательно на экран. Перед вами пословица. Прочитайте её. -Получилась у вас пословица? А что нужно сделать, чтобы получился правильный вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в предложении? (окончание) А как вы понимаете смысл данной пословицы?– Запишите эту пословицу себе в тетрадь. – А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит? – Итак, какие морфемы мы с вами повторили?(приставка, корень, суффикс, окончание) -Для того, чтобы выполнить следующее задание мне нужно пять человек. У вас у каждого в руках карточка с названием частей слова. Ваша задача вспомнить алгоритм разбора слова по составу. И встать в той последовательности в какой нужно выполнять разбор. -Готовы? Проверяем. Всё правильно? Окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс -Давай те вместе прочитаем, что у нас получилось. - Выполните морфемный разбор следующих слов: прогулка, подводный. Проверте работу. | Слайд 19 Слайд 20 карточка на доске Слайд 21 | |
5.Практическое применение знаний. Самостоятельная работа. | - А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас. (У каждого ребёнка карточка на парте индивидуальные карточки трёх цветов по степени трудности: зелёные – сильным учащимся; жёлтые – средним учащимся; красные – слабым учащимся. - Ребята, внимательно прочитайте каждый свою карточку и выполните задания. Карточка для учащихся низкого уровня Карточка 1 Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст. Карточка 2 Прочитай внимательно текст. Подчеркнутые слова разбери по составу. Найди слова с приставками. Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу приставки и суффиксы. Вдруг лес _за_гудел, все в нем за__ши_пело. По лесу _по_бе_жала поземк_а. _На_ле_тел ветер, де_ревь_я _за_к_ачались. Н_ач_алась пурга. Она __про_должалась день и ночь, весь лес _за_ле_пила снегом. Проверка: самоконтроль (по ключу) - Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! | Задания дифференцированы. Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 |
6.Домашнее задание | Слайд 23 | |
7.Рефлексия 8.Итог урока | Ребята, вы проделали большую исследовательскую работу. Кто мне скажет что было предметом нашего исследования? (Слово, Состав слова, словообразование) - Какую цель мы ставили перед собой в начале нашего исследования? -Как вы думаете мы достигли поставленных целей? Почему? - Ребята, пригодятся ли вам в жизни знания полученные сегодня на уроке? -Что вам понравилось на уроке? - Что на уроке вызвало у вас затруднение? - Когда вам могут пригодиться, полученные сегодня знания? Определи своё место на ступеньках: |
Горбачёва Марина Юрьевна