Открытый урок русского языка в 3 классе «Состав слова»

3
1
Материал опубликован 3 October 2019

Открытый урок

Русского языка

Тема: Состав слова.


3 «А» класс

УМК «Школа- 21века»




Выполнила: Овчарова

Анастасия Александровна

учитель начальных классов

МБОУ ЦО №8

г. Тулы



2019 г

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Состав слова».

Тип урока – исследование. Участники ученики 3 класса, 8-9 лет.

Цели урока:

- проверить теоретические знания учащихся по теме;

- совершенствовать умение разбирать слово по составу;

- продолжить формирование орфографического и пунктуационного навыка.

Формирование УУД:

Регулятивные:

- формировать у учащихся умение определять цель занятия;

- развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать предполагаемый результат;

- формировать умение корректировать дальнейшую деятельность;

- побуждать учащихся к самооценке своей деятельности на уроке.

Личностные:

- воспитывать в учащихся внимательность, самостоятельность.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в коллективе, проявлять толерантность.

личностные и регулятивные - разноуровневые задания;

Материалы и оборудование:

мультимедийный проектор, презентация,итерактивный тренажёр «Слова из словарика» (www.myshared.ru ), анимированный кроссворд «Состав слова» (pedsovet.su ), раздаточный материал (листы с заданиями к уроку — на каждого ученика), цветные карточки (части слова, цвета подбираются так,чтобы получилась радуга), песня фиксиков «Помогатор», конверты с рассыпанной пословицей, карточки трёх цветов ( красный, жёлтый, зелёный) разноуровневые задания, смайлики, изображение лестницы.


Этап урока


Ход урока


Примечания


1. Орг. момент.

Психологический настрой учащихся.







Орг. момент. Я рада видеть всех вас на уроке русского языка. А для успешной работы нам сегодня понадобятся: -внимательные глазки, -чуткие ушки, -ловкие ручки, -сообразительные головы. И , конечно же, хорошее настроение! Желаю вам успехов в работе на уроке!


Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями. Ребята, а кто такой исследователь? Какими качествами он должен обладать?

( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). А вот что мы будем исследовать, докажем в ходе нашего урока. Если мы с вами исследователи, то наш кабинет «научная лаборатория». Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наши рабочие тетради. Открыли рабочие тетради, записали дату исследования. Дата исследования — Одиннадцатое марта. Место проведения исследования это наша классная работа. Записали положили ручки.


Слайд 1


Слайд 2






Слайд 3


2. Актуализа ция знаний

Минутка чистописания

Словарно орфографическая минутка



Гимнастика для пальчиков.


Посмотрите внимательно на экран. Перед вами буквенное поле. В каждой строчке присутствует та буква которую мы будем писать. Эта буква повторяется только один раз. Внимательно посмотрите и определите какую букву будем писать. ( буква С ) Мы будем писать букву «эс». Звук «С» Дайте характеристику этому звуку. (согласный,твёрдый парный «с'», глухой парный «з») Перед тем как писать приготовьте свои пальчики к гимнастике. Это пальчик большой (это дедушка Этот пальчик указательный (это бабушкаСредний пальчик (это папа) Безымянный (это мама) А мизинчик (это я) А это вся моя семья! Ручки наши готовы писать. Посмотрите на экран и найдите закономерность. (каждый раз увеличивается количество строчной буквы «С» Сс Ссс Сссс ) Пропишите строчку до конца.Оцените свою работу, для этого обведите лучшее написание вашего узора.(зел. ручкой)

cловарная работа

- На полях запишите С. д. Словарный диктант. Спишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы,подчеркните их зеленой ручкой, поставьте ударение.

- Обменяйтесь тетрадями. Проверяем. Оцените работу.


Слайд 4






Слайд 5



Слайд 6





Презентация тренажёр проверка у доски по цепочке



3. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Формулирование темы и цели урока. (работа в группе)


- Вы разделены на шесть групп. У каждой группы на столе лежит кроссворд. С него мы начнём наше исследование. Разгадав его вы узнаете, какую тему сегодня на уроке мы с вами будем исследовать. - Давайте проверим ответы. - Над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Состав слова.) - Какую цель урока поставим? (закрепим знания о частях слова (морфемах), потренируемся в выполнении разбора по составу.)


Слайд 7 (проверка на экране) групповая работа


Слайд 8

Слайд 9


4. Изучение нового материала


Работа с деформированным текстом.





























Упражнения для глаз





Восстановление деформированных слов

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.


- Сегодня на уроке мы будем исследовать состав слова и словообразование. Так из каких частей (морфем) состоит слово? (приставка, корень, суффикс, окончание.) Перед вами деформированный текст. Прочитайте его. ….итебе, ...ыйис...ователь! ….ых ….ний, ….ых от....ий! – Получилось прочитать? А почему? (в словах нет корня) – Попробуйте прочитать теперь. Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! – При помощи какой морфемы смысл слова восстанавливается быстрее? – А что же такое корень слова?(Общая часть однокоренных слов. Несет основное значение ) 3) Подбор однокоренных слов Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень. Кто уверен в своих силах, поставьте на полях «!», кто сомневается, поставьте знак «?». Кто рыбачит на реке
С тонкой удочкой в руке?

(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит,…) Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?

(Повар, сварил, варенье, …)

Что общего во всех этих словах? (корень) Вертикальные движения (вверх – вниз). Горизонтальные движения (вправо – влево). Бабочка (быстро моргаем), спокойно закрыли, открыли. - Отдохнули. Продолжаем исследование.

Внимание! Перед вами слова которые рассыпались на части и эти части перепутались. Ваша задача собрать их так, чтобы получились слова. Записать слова в тетрадь и выделить части слова.

-Восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите в тетрадь получившиеся слова.

1) к, дар, и, по ____________________
2) к, гул, про, а ____________________
3) ок, гор, при ____________________
4) ов , берез, ая ____________________
5) за,енн,снеж, ы ____________________
6) а, изб, ушк ____________________

-Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс) - Дайте определение этим частям слова? (Приставка – часть слова - которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) - Сверь свои ответы с экраном, оцени свою работу: (зеленый) - задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; (желтый) - допущена 1-2 ошибки; (красный) - испытывал затруднения, нужна помощь.



Слайд 10





Слайд 11



карточка на доске



Слайд 12 ( на полях тетради)

! ?



Слайд 13





Слайд 14



Слайд 15 Подарки прогулка пригорок берёзовая заснеженный избушка


карточки на доске


Слайд 16



Слайд 17


Физкульт минутка


Звучит песня фиксиков «Помогатор». Дети выполняют танцевальные движения.


Слайд 18



- Посмотрите внимательно на экран. Перед вами пословица. Прочитайте её.

-Получилась у вас пословица? А что нужно сделать, чтобы получился правильный вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в предложении? (окончание)

А как вы понимаете смысл данной пословицы?– Запишите эту пословицу себе в тетрадь. – А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит? – Итак, какие морфемы мы с вами повторили?(приставка, корень, суффикс, окончание) -Для того, чтобы выполнить следующее задание мне нужно пять человек. У вас у каждого в руках карточка с названием частей слова. Ваша задача вспомнить алгоритм разбора слова по составу. И встать в той последовательности в какой нужно выполнять разбор. -Готовы? Проверяем. Всё правильно?

Окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс -Давай те вместе прочитаем, что у нас получилось. - Выполните морфемный разбор следующих слов: прогулка, подводный. Проверте работу.


Слайд 19








Слайд 20






карточка на доске




Слайд 21



5.Практическое применение знаний.


Самостоятельная работа.


- А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас. (У каждого ребёнка карточка на парте индивидуальные карточки трёх цветов по степени трудности: зелёные – сильным учащимся; жёлтые – средним учащимся; красные – слабым учащимся. - Ребята, внимательно прочитайте каждый свою карточку и выполните задания. Карточка для учащихся низкого уровня

Карточка 1

Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! Карточка для учащихся среднего уровня

Карточка 2 Прочитай внимательно текст. Подчеркнутые слова разбери по составу. Найди слова с приставками.
Ребята идут в зимний в лес. Они несут корм для птиц. Вот на дереве висит кормушка. На снегу видна цепочка следов разных птиц. На ветку села синичка. Над елкой закружила стайка дроздов. Вот с дерева прыгнула белка. Полетела снежная пыль. Карточка для учащихся высокого уровня Карточка 3

Вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес _за_гудел, все в нем за__ши_пело. По лесу _пое_жала поземк_а. _Нае_тел ветер, де_ревь_я _за_к_ачались. Н_ач_алась пурга. Она __про_должалась день и ночь, весь лес _зае_пила снегом. Проверка: самоконтроль (по ключу) - Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!

Задания дифференцированы.
















Слайд 22



















Слайд 23















Слайд 24


6.Домашнее задание



Слайд 23



7.Рефлексия
















8.Итог урока





Ребята, вы проделали большую исследовательскую работу.

Кто мне скажет что было предметом нашего исследования? (Слово, Состав слова, словообразование)

- Какую цель мы ставили перед собой в начале нашего исследования?

-Как вы думаете мы достигли поставленных целей? Почему?

- Ребята, пригодятся ли вам в жизни знания полученные сегодня на уроке?

-Что вам понравилось на уроке? - Что на уроке вызвало у вас затруднение?


- Когда вам могут пригодиться, полученные сегодня знания?

Определи своё место на ступеньках:



















Комментарии

А где презентация?

4 October 2019