Рабочая программа учителя-логопеда по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ (ЗПР) старшей группы детского сада
«Принято» Педсовет _____________/____________ «__»____________20___г. |
«Утверждаю» Директор _____________/__________/
«__»____________20___г. |
Департамент образования города Москвы
________________ окружное управление образования
ГБОУ Школа №__________
Рабочая программа учителя-логопеда _____________
по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ (ЗПР) старшей группы детского сада
Москва
20__-20__
Пояснительная записка
Представленная рабочая программа создана для работы с детьми с ОВЗ (задержкой психического развития) старшего дошкольного возраста. Программа имеет образовательную, а также коррекционно-развивающую направленность. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического, «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Настоящая программа составлена в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа)». Подгрупповые занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ». Индивидуальные занятия проводятся с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ек, -ик, -чик, -очк-, -ечк- и др.) и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы- и др.);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа-описания с опорой на схему, рассказа по серии сюжетных картинок.
На подгрупповых занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* развитие фонематического слуха на основе четкого различения звуков по признакам: звонкость —глухость; твердость — мягкость;
* формирование готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный, грушевый»), растениям («березовый, тополиный»), различным материалам («песочный», «» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На подгрупповых занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период — апрель, май, июнь
Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 1 раз в неделю.
Содержание данных занятий включает в себя:
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
Подгрупповые занятия проводятся 3 раза в неделю по направлениям:
- формирование фонетико-фонематической стороны речи;
- коррекция лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Индивидуальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю с каждым воспитанником:
1. усвоение звуков, в твердом и мягком звучании в прямом и обратном слогах, словах, фразах, текстах (индивидуально);
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л’,), (т-т’,), по месту образования (с-ш), способу образования (ц-с);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога (ас — са), односложных слов типа «суп».
Месяц |
Лексическая тема |
Формирование фонетико-фонематической стороны речи |
Лексико-грамматический строй речи |
Связная речь |
Сентябрь |
Детский сад |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках |
Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. |
Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. |
Игрушки |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках |
Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. |
Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям. |
|
Октябрь |
Осень. |
Звук и буква У. |
Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. |
Понимание содержательно- смыслового значения рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» . |
Овощи. |
Звук и буква А. |
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме. |
Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. |
|
Фрукты. |
Звуки У-А. |
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. |
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. |
|
Сад- огород. |
Звуки П, ПЬ и буква П. |
Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в - из. |
Пересказ рассказа « Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. |
|
Ноябрь |
Лес. Грибы, ягоды, деревья. |
Звук и буква О. |
Согласование имён числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже ( яблок, чашек, платьев и т.д.) |
Пересказ рассказа Я. Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок. |
Перелетные птицы |
Звук и буква И. |
Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в – из; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных. |
Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. |
|
Одежда. |
Звуки М, МЬ и буква М. |
Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. |
Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. |
|
Обувь, одежда, головные уборы. |
Звуки Н, НЬ и буква Н. |
Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа ( яблоко растёт, яблоки растут); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению. |
Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок. |
|
Ателье. |
Звук и буква Т. |
Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. |
Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок. |
|
Декабрь |
Зима. Зимние забавы. |
Звук Ть. Буква Т |
Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. |
Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. |
Мебель. Части мебели. |
Звук и буква К. |
Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. |
Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации. |
|
Семья. |
Звук Кь. Буква К. |
Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико- грамматических конструкций. |
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества). |
|
Новогодний праздник |
Звуки Кь – К, Ть – Т. Буквы К - Т. |
Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. |
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. |
|
Январь |
Зимующие птицы. |
Звуки Б, Бь. Буква Б. |
Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. |
Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дикие животные зимой. |
Звуки П - Б. Буквы П- Б. |
Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. |
Пересказ рассказа Е. Чарушина « Кто как живёт: белка, лиса, волк» ( пересказ близкий к тексту). |
|
Февраль |
Почта |
Звук и буква Э. |
Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. |
Пересказ рассказа « Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинкам. |
Транспорт |
Звуки Г - Гь. Буква Г. |
Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. |
Пересказ рассказа Г. Цыферова «Пароходик» с использованием опорных предметных картинок. |
|
Комнатные растения. |
Звук Ль. Буква Л. |
Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. |
Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке». |
|
Наша армия. |
Звук и буква Ы. |
Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. |
Пересказ рассказа Л Кассиля « Сестра». |
|
Март |
Весна. День рождения весны. |
Звук и буква С. |
Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. |
Составление рассказа « Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. |
Праздник 8 Марта. |
Звук Сь. Буква С. |
Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. |
Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. |
|
Профессии. |
Звук и буква Ш |
Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. |
Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. |
|
Наша пища. |
Звуки С – Ш. |
Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. |
Пересказ – инсценировка сказки « Колосок» с использованием серии сюжетных картин. |
|
Апрель |
Откуда хлеб пришёл? |
Звуки Х – Хь. Буква Х. |
Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. |
Беседа « Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин. |
Посуда. |
Звуки В – Вь. Буква В. |
Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. |
Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой». |
|
Мой дом. |
Звук и буква З. |
Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. |
Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа. |
|
Домашние животные и их детёныши. |
Звук Зь. Буква З. |
Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения. |
Пересказ рассказа Л.Толстого « Котёнок». |
|
Май |
Наша страна. Мой родной край. |
Звук и буква Ж. |
Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. |
Беседа и составление рассказа на тему «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. |
Человек. |
Звуки З – Ж. |
Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов. |
Пересказ отрывка из сказки Ш.Перро «Красная шапочка» |
|
Насекомые. |
Звуки Д – Дь. Буква Д. |
Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. |
Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. |
|
Лето. |
Звуки Ф – Фь. Буква Ф. |
Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. |
Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине. |
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».( М.: 2009г.)
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
;. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
https://www.liveinternet.ru/users/4004627/post256269671
Приложение
Николай Сладков
Осень на пороге
- Жители леса! - закричал утром мудрый ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - крикнул ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!
По ягоды. Яков Тайц.
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес, давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади нет ничего, даже дедушку угостить нечем.
Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела — всё в кружечку. Пришла домой, поставила кружечку перед дедом и говорит:
— Кушай!
— А сама что же?
— А я вчера ела.
— Вчера не считается, — сказал дедушка. — Давай вместе.
И вот они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так всю и съели.
Н. Воронкова «Лебеди»
Лебеди
Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался.
Таня спросила шепотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь - лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далекие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Веревочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в теплые края.
А лебеди летели все дальше.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
Чарушин Е. И. Рассказы о животных
ЛИСА
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся.
Услышит, заметит — кинется.
Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Чарушин Е. И. Рассказы о животных
Волк
Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы!
Волк-разбойник на охоту вышел.
Вы, собаки, громче лайте, волка пугайте!
А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!
Чарушин Е. И. Рассказы о животных
БЕЛКА С БЕЛЬЧАТАМИ
На сосенку заберись, качнись, как -пружина, распрямись
и прыгай.
С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети,
с осины -на берёзу, с берёзы - в куст, с куста
- на землю.
По земле к дереву перебеги, с · ветки на ветку, с
ветки на ветку и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева
на дерево перескакивай.
У вас, бельчат, зубы острые, лапки цепкие, хвост,
как руль, - куда повернешь, туда и полетишь.
Вот вы какие - ловкачи!
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.
Пароходик
Ты знаешь, где живут зимой речные пароходики?
Они грустят в тихих бухтах и гаванях о добром лете.
И вот однажды такой пароходик до того загрустил, что забыл, как надо гудеть.
Наступило лето. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. Поплыл он вдоль берега, встретил щенка и спрашивает:
— Вы не знаете, как надо гудеть?
— Нет, — сказал щенок. — Я лаю. Хочешь, научу? ГАВ-ГАВ!
— Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся.
Поплыл пароходик дальше. Встретил поросёнка и спрашивает:
— Вы не знаете, как надо гудеть?
— Нет, — сказал поросёнок, — я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!
— Что вы, что вы?! — испугался пароходик. — Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются.
Так и не научили его щенок и поросёнок гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.
Рыжий жеребёнок сказал: «ИГО-ГО-ГО!» А зелёный лягушонок — «КВА-КВА-КВА!».
Совсем пароходик приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит: сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.
— Что с тобой? — спросил пароходик.
— Да вот, — кивнул мальчик, — я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.
— Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…
Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:
— Ду-ду-дуу!
— Кажется, что-то гудит? — сказал он.
— Да, — ответил мальчик, — когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.
— Кажется, я вспомнил! — обрадовался пароходик.
— Что ты вспомнил? — удивился мальчик.
— Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!
И грустный мальчик весело засмеялся.
А пароходик загудел на всю реку:
— Ду-у-у-у!
И все мальчики и пароходики на реке ответили ему:
— ДУ-У-У-У-У!!!
Лев Кассиль. "Сестра"
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то это легко. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:
— Умру?
— Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
— Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.
— Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.
Лев Толстой. «Котенок»
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.