Коррекционная – «Звук С(сь). Слоговой и звуко – буквенный анализ слов»;
Технологическая карта занятия
ФИО учителя-логопеда: Лазарева Анна Сергеевна
Полное наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Белгорода.
Тема, вид: Коррекционная – «Звук С(сь). Слоговой и звуко – буквенный анализ слов»;
Возраст детей: 1-2 класс
Количество детей: 6 человек.
Цель: 1. Уточнить артикуляцию звуков С (сь).
2. Развивать слоговой и звуко – буквенный анализ анализ слов.
3. Развивать зрительно – вербальный анализ и синтез.
Метапредметные: умение ставить цель, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач; принимать на себя ответственность за
результат своих действий, обсуждать, доказывать своё мнение, делать выводы, оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в познавательной
деятельности; развитие мелкой моторики; развитие внимания; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и
сверстниками; умение находить выход из спорных ситуаций при работе в паре.
План занятия с группой учащихся 1-2 класса, имеющих диагноз ОНР- II, III, IV уровня.
Темы: Коррекционная – «Звук С(сь). Слоговой и звуко – буквенный анализ слов»;
Лексическая – «Шифровка»
Ход занятия.
Организационный момент.
Упражнение для развития творческого мышления.
На доске написаны слова, среди которых нужно найти и подчеркнуть только те, которые относятся к теме «Цветы».
Берёза, ромашка ,помидор, фиалка, трава, поляна, колокольчик, роза, клумба, тюльпан, пион, клён, редис, гладиолус, василёк, лук, гвоздика, незабудка, елка, ваза, виноград, василёк.
Основная часть.
На сегодняшнем занятии мы с вами превратимся в шифровщиков.
- Что обозначает слово шифровка? (запись слов с помощью цифр, различных знаков и символов).
Сейчас мы попробуем зашифровать слова ромашка и василёк с помощью кружков: каждый звук в этих словах обозначим кружком –
○○○○○○○ ○○○○○○○
Игра «Хлопки».
Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.
Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей,сумка,ножницы,картина,сыр.
Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С ( не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)
Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.
Физминутка: Дождь!
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Задание 2.А сейчас мы будем шифровать слова в два столбика с помощью кружков, расшифровывая кружки со звуками С и Сь:
Спасибо, окно, ступеньки, садовые умею, стол, спутник,сумка,сигнал.
Задание 3. – Теперь мы будем шифровать слова с помощью геометрических фигур: если в слове звук С слышим в начале – рисуем треугольник, в середине – кружок, в конце – квадрат:
Стройка, Останкино, автобус, просторный, компас, труд, смелость, страна, трос, коса, солнце.
Гимнастика для глаз: Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
4. Расшифровать слова по картинкам: рассмотреть картинки, прочитать подписи к ним, добавляя недостающие буквы вместо точек; написать слова в тетрадь, разделив их на слоги.
Картинки: ….рец (скворец), синица, часы, спички, носки, лес, весы, самолёт, самокат, свечи, пылесос, апельсин, сосиски, скворечник, чеснок, усы,солнце,самокат.
- Спасибо за занятие! Всем молодцы.
Литература и другие источники информации:
Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7- 11 лет.- СПб.: КАРО, 2010.
Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет.- СПб.: КАРО, 2007.
Программное обеспечение по методике А. Сметанкина, модуль «Здоровое Дыхание».