Методическая разработка урока «Согласные звуки: С - Сь. Буква С. Слог. Слово»
Тема: «Согласные звуки: С - Сь. Буква С. Слог. Слово».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: С - Сь, буква С.
Развитие способности различать звуки: С- Сь на слух, букву С
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: С - Сь, буква С.
Закрепление способности составлять слоги с данными звуками, слова.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласными звуками: С - Сь и с буквой С, которой обозначаются изучаемые звуки: С - Сь.
Научить детей правильно произносить звуки: С - Сь, подбирать слова
на звуки: С - Сь.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву С.
4. Продолжать обучать детей составлению слогов и слов с данными
звуками.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков: С - Сь в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: С - Сь. Буквой С.
4. Подбор слов со звуками: С - Сь.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы С синим и зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы С вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы С в тетради.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски). Разрезные картинки.
Простые и цветные карандаши.
Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звука: С – Сь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Кто больше придумает слов». Материал: карточки со слогами (ДО, ТА, КА, ВО, ПУ). - развитие умения прочитывать слоги и составлять из них слова; развитие слухового восприятия и внимания. К/упр.: «Составь разрезную картинку». - развитие концентрации зрительного внимания, образного мышления, мелкой моторики. Задание: сложить картинки и каждому назвать слово, которое обозначает эту картинку. я картинка: СОВОК я картинка: КАПУСТА. я картинка: АВТОБУС. я картинка: КАКТУС. - В слове С - С- СОВОК, какой звук я выделила голосом? - В каком месте слова мы слышим звук С - Теперь давайте произнесём слово КАПУСТА, выделяя голосом звук С. - В каком месте слышится звук С? - Произносим вместе слово АВТОБУС и голосом выделяем звук С. - В каком месте слышится звук С? - Произносим вместе слово КАКТУС и голосом выделяем звук С. - В каком месте слышится звук С? | Открывают конвертики, достают карточку, прочитывают слоги и составляют по очереди слова. Складывают разрезные картинки. По очереди называют свои слова. Звук С. В начале слова. Произносят капу-с-с-та. В середине слова. Произносят, выделяют голосом звук С. В конце слова. Произносят, выделяют голосом звук С. В конце слова. |
3. | - Какой звук мы с вами выделяли голосом? - Верно. Сегодня мы с вами будем работать со звуком С. Анализ звука С. - Что напоминает нам звук: С-С-С-С-С? «С» - песенка насоса. - Как называют звуки, которые произносят при помощи губ, зубов, языка? - Произнесите звук С. | Звук С.
Ответы детей. Согласные. Произносят звук С. |
| Когда мы произносим звук - С, губы словно улыбаются, зубы видны. Кончик языка спрятался за нижние зубы. Изо рта должна выходить холодная струя воздуха. | |
4. | Физкультурная минутка «Накачаем колесо машины». - Произнесите звук С. - Как вы думаете, звук С гласный или согласный? - А как вы догадались? - Давайте теперь проверим глухой или звонкий согласный звук С ? | Выполняют движения и помогают голосом. Произносят звук С-С-С. Согласный. Ответы детей. Проверяют. |
| Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите звук С, наше горло не дрожит. Горло – домик голоса. Звук С произносится глухо и называется глухим согласным звуком. | |
5. | - Согласный звук С может произносится твёрдо. - Называйте картинки, которые я вам покажу. - Каким кружочком мы обозначаем твёрдые согласные звуки? - Согласный звук С может произносится мягко. - Называйте картинки, которые я вам покажу, выделяя голосом звук С. - Как в этих словах произносится звук С? - Правильно. - Каким кружочком мы обозначаем мягкие согласные звуки?
| Называют: слон, оса, автобус, снегоход, сом. Синим. Показывают. Называют: осьминог, велосипед, апельсины, василёк, письма. Мягко. Зелёным. Показывают. |
6. | К/упр.: «Определите твёрдый, мягкий согласный звук С – Сь в словах». - развитие слухового восприятия. Слова: сова, сено, сахар, кастрюля, Сёма, суп, кресло, ананас, письмо, оса. | Определяют твёрдый, мягкий звук С – Сь в словах, поднимая условные знаки (синий и зелёный кружочки). |
7. |
Анализ буквы С. На письме звуки С– Сь обозначаются буквой ЭС. Звуки произносим коротко: С-С; Сь-Сь. Букву произносим полно: ЭС – ЭС – ЭС. - Посмотрите, как выглядит буква ЭС.
- На что похожа буква ЭС? Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. | Произносят за взрослым Рассматривают печатную букву на доске. Ответы детей. (на месяц, на банан). |
8. | Детям предлагается в воздухе прописать букву С указательным пальцем правой руки. Затем выложить букву из верёвок, фасоли. | |
9. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву С синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы С. На третьей страничке обвести контур буквы С по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звук С – Сь. |