Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Цель: Познакомить педагогов с особенностями применения игрового набора «Дары Фребеля» для развития внимания детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Это связано с важным свойством нашей психики: вниманием. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них, характеризует динамику их протекания .
Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат - т.е. развитие произвольного, преднамеренного внимания - одно из условий успешного развития и обучения ребенка.
Игровой набор «Дары Фребеля» целая находка для педагогов, ищущих современные подходы, формы, методы в коррекционном развитии детей. Данный игровой набор настоящий помощник в решении как образовательных, так и коррекционных задач. Детали конструктора удобно группировать между собой по цвету, форме, величине, сравнивать и отсчитывать.
Дидактический инструментарий:
7 дар - Набор плоскостных фигур из игрового набора «Дары Фребеля», карточки с заданиями на листах (постоянно дополняются по необходимости), призы.
Задание№1: «Сравни узоры . Найди отличия» (несколько вариантов)
Цель: Развивать наблюдательность, внимание, память. Создавать положительный эмоциональный фон. Формировать чувство уверенности, умение общения с другим человеком.
Рекомендации: Ребенку предлагается карточка с образцом одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, какого цвета квадрат расположен в верхнем правом углу» и т.д.
Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах
Задание №2: «Сколько и каких фигур ты видишь на картинке? Выложи узор» (несколько вариантов с усложнением).
Цель: Развивать устойчивость внимания. Формировать моторно-двигательное внимание, развивать скорость движений.
Рекомендации: Задание выполняется в игровой форме. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, заданному взрослым, узоры из геометрических фигур. При выполнении всех вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), а также кратковременная память.
Задание №3: «Продолжи гирлянду. Объясни своё решение» (несколько вариантов).
Цель: Развивать внимание, координацию зрительного и двигательного анализаторов.
Рекомендации: Ребенку предлагается проанализировать образец, заданный взрослым, и продолжить составлять гирлянду из геометрических фигур. При выполнении всех вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), а также кратковременная память.
Задание №4: « Составь бусы. Попробуй найти ошибки» (несколько вариантов).
Цель: Развивать устойчивость, объем внимания, воспитывать выдержку. Формировать умение выделять главные, существенные признаки предметов.
Рекомендации: Ребенку предлагается найти закономерность в составлении бус, взрослым на карточке, и продолжить составлять гирлянду из геометрических фигур в соответствии с этой закономерностью.
Задание №5: «Найди пару каждой фигуре. Соедини их стрелочками» (6 вариантов).
Цель: Развивать зрительное внимание, мышление. Развивать моторно-зрительную память, координацию движений.
Рекомендации: Ребенку предлагается найти парные геометрические фигуры и соединить их стрелочками.
Задание №6: «Сосчитай, сколько на листе (столе, планшете) фигурок. Поставь нужную цифру» (6 вариантов).
Цель: Развивать зрительное внимание, мышление; закреплять навыки порядкового счета в пределах 10. Развивать моторно-зрительную память, координацию движений.
Рекомендации: Ребенку предлагается сосчитать, сколько на листе (столе, планшете) фигурок и какой формы. Поставь нужную цифру под нарисованными геометрическими фигурами.
Список литературы:
1. А.Ф.Бейлина, Фребель: игры и игровые средства /А.Ф.Бейлина//Журнал "Дошкольное воспитание" - 2005. - №3.- С. 56 - 59.
2. Е.А.Гребенщикова, История дошкольной педагогики: Хрестоматия. Учебн.пос.для студентовпедагогических институтовпо специальности "Дошкольная педагогика и психология"/ Е.А. Гребенщикова, А.А.Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савина, О.А. Фролова, под ред. М.Ф. Шабаевой//- Просвещение,1986.- 567с.
3. Т.В.Башаева, Развитие восприятия у детей. Форма,цвет,звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева// - Ярославль: Академия развития,2007. -240с.