Конспект коррекционного занятия в 1 классе «Восприятие формы, величины, цвета»
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Конспект коррекционного занятия в 1 классе
Тема: Восприятие формы, величины, цвета.
Цель: Формировать представления детей о форме предметов и их цвете.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и изображений по образцу.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительные процессы – сопоставление, обобщение;
- развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета; пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация;
- развивать распределительное внимание - переключение внимания с одного объекта на другой;
- развивать тактильное восприятие, путем развития осязательного восприятия и мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за результаты труда.
Оборудование: морские и речные камушки, клей, белая бумага, шаблоны геометрических фигур, «Чудесный мешочек», картинки с изображением одежды с заплатками из геометрических фигур, картинки с изображением предметов разной формы, картинки с изображением контуров предметов, цветные полоски
Ход занятия:
Организационный момент.
Вот опять звенит звонок, он зовёт нас на урок.
1.1. Дыхательные упражнения:
«В цветочном магазине».
«Задуйте свечу».
«Вдох – задержка - выдох – задержка».
1.2. Стимулирующие упражнения:
«Самомассаж пальцев рук».
«Шапка для размышления».
2. Мотивация к учебной деятельности.
Игра «Волшебный камешек».
- Расслабьтесь, положите руки ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь обратить внимание, какой он на ощупь: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?.. Какую геометрическую фигуру он напоминает?
3. Актуализация знаний.
Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля и в целом вся наша Земля.
Сегодня мы с вами отправимся в необычайную страну, в которой всё состоит из геометрических фигур: и люди, и цветы, и машины.
Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Отгадайте загадки.
1) Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад,
а зовут меня… (квадрат!)
2)Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
3)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(треугольник)
4) Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
5) Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал)
4. Работа по теме урока:
4.1. Назовите какой формы заплатки на платье у куклы Маши, на штанишках у Мишки, на кофточке у Димы и т.д.?
4.2. Назовите геометрические фигуры, о которой говорится в стихотворении, и найдите их на ощупь в «Чудесном мешочке».
С формой связан всех тесней
Мир предметов и вещей.
Много разных форм вокруг:
Треугольник, овал, круг.
4.3. Игра «Какой формы предмет?»
-Рассмотрите предметные картинки, назовите их.
-На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?
4.4. Зрительная гимнастика
Проведём, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
4.5. Игра «Узнай по цвету»
Это вовсе не секрет- всё вокруг имеет цвет.
Но в природе неспроста перепутались цвета.
Как узнаешь, где какой: красный, жёлтый, голубой?
Учитель показывает контуры предметов, дети отгадывают и поднимают полоску из цветной бумаги соответствующего цвета.
5. Коллективно-практическая работа.
5.1. Пальчиковая гимнастика
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок, Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули и открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
5.2. Посмотрите на работу. В какой технике она выполнена? (аппликация)
- Что такое аппликация? (вырезание и наклеивание фигурок, узоров)
- А эта работа в какой технике выполнена?
- Да, это тоже аппликация. Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)
- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?
5.3. Объяснение нового материала.
- Рассмотрите образец.
- Из каких деталей состоит работа? (Из геометрических фигур: круги, квадрат, треугольники, прямоугольники)
- Кто знает порядок выполнения нашей работы? Определим, кто какой элемент аппликации будет выполнять.
5.4. Повторение правил безопасной работы с клеем и выполнение работы совместно с учителем.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа, которую мы сделали?
- Что научились делать?
- О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили?
Источники:
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
kopilkaurokov.ru – сайт для учителей.
Интернет-ресурсы
Клочкова Елена Сергеевна