Коррекционно-развивающее пособие для детей с ОВЗ «Создай портрет»

Коррекционно-развивающее пособие для детей с ОВЗ
«Создай портрет»
Автор: Федотова Юлия Александровна, педагог-психолог
Цель: развитие социального интеллекта, личностной и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
Нозологические группы: задержка психического развития, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость.
Возрастные группы: младший, средний и старший дошкольный возраст.
Особенности использования: индивидуально
Процедура работы с пособием:
Дети с РАС
На первом этапе педагог предлагает ребенку готовый портрет, собранный из фетровых деталей и кратко характеризует его (мальчик, девочка, мужчина, женщина, дедушка, бабушка)
Далее можно показать ребенку, что отдельные детали портрета
можно заменить. В процессе замены обязательно называем
заменяемые части лица.
Предлагаем ребенку самостоятельно заменить ту или иную часть
лица. Если ребенок «речевой», просим называть эти части.
На втором этапе знакомим ребенка с многообразием деталей. (Не более одной части лица за одно занятие) Например, на одном занятии рассматриваем, какие разные бывают рты (цвет, размер, форма, положение) Прикладываем различные рты к готовому портрету, смотрим, как меняется лицо.
На третьем этапе показываем ребенку все многообразие деталей, демонстрируем, как его использовать, создаем совместно несколько разных портретов. Сравниваем их
На четвертом этапе даем ребенку возможность самостоятельно составлять портреты. Наблюдаем, усвоен ли материал. Если ребенок справляется с заданием, переходит к следующему этапу.
Даем ребенку простые инструкции, по которой ему необходимо составить портрет. Например, «Сделай портрет мальчика с черными волосами и коричневыми глазами». Инструкция усложняется по мере усвоения ребенком предлагаемого материала.
Далее с ребенком с РАС с нормой интеллекта можно переходить к изучению основных эмоциональных состояний. Сначала рассматриваем основные эмоциональные состояния на печатном материале (фотографии, картинки с изображением людей в различном настроении, пиктограммы). После усвоения ребенком материала можно переходить к составлению эмоциональных портретов.
Дети с ЗПР
Подготовка к игре. Обсуждение с детьми вопроса о том, какие все люди разные, рассматривание фотографий людей разного пола, возраста, телосложения. Знакомство со своими морфологическими особенностями (рассматривание себя в зеркале, описание.
Далее знакомим ребенка с содержанием игры, рассматриваем делали, совместно создаем различные портреты.
Даем ребенку возможность самостоятельно и на свое усмотрение создать несколько портретов.
На следующем этапе создаем портреты по инструкции. Сложность инструкции зависит от степени ЗПР. Например, инструкция для ребенка имеющего не ярко выраженные признаки ЗПР, инструкция может быть следующей: «Создай портрет улыбающейся бабушки, у которой волосы собраны в пучок, а на глазах – очки»
Далее вспоминаем с ребенком эмоциональные состояния, которые мы постоянно называем и показываем на еженедельных подгрупповых занятиях по развитию эмоционально-волевой сферы («Лесные сказки» - старшая группа, «Школьные сказки» - подготовительная группа).
На следующем этапе работы расширению представлений об эмоциональных состояниях, по развитию эмоциональной «зоркости», используются детские стихи, в которых так или иначе описываются чувства или эмоции героев. Они собраны и представлены в приложении 1.
Педагог читает ребенку стихотворение или отрывок. Ребенку необходимо понять, какое эмоциональное состояние испытывает герой стихотворения и изобразить его на портрете.
Вариант самостоятельного использования ребенком с ЗПР данного пособия:
Составление портрета по своему усмотрению
Создание своего портрета.
Составление портрета по пиктограмме или фотографии
Усложненный вариант игры
В составе игры есть несколько вариантов положений ладошек, которые можно использовать для усиления демонстрации тех или иных состояний. Дети с ЗПР и тем более дети с РАС, как правило, не понимают, как их можно использовать. Но в случае, если развитие ребенка приближено к норме, можно попробовать их использовать.
Состав игры (стимульный материал)
Игра содержит несколько основ с изображением контуров лица, несколько наборов частей лица (глаза, носы, губы, брови, волосы) аксессуары, используемые на лице (бантики, заколки, очки, галстуки).
Подборка детских стихов, с описанием настроения героев (приложение 1
Фотографии людей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы эмоций.
Материалы, используемые при изготовлении игры: Фетр, бумага.
Кияйкина Наталья Федоровна