Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Арт-терапия посредством оригами»
Имаева Наталия Владимировна
Должность: педагог-психолог, кв.кат. – нет
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №3»
Территория: Красноуфимский округ
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ
«Арт-терапия посредством оригами».
Категория участников образовательного процесса: дети с ОВЗ (5класс).
Цель: создать условия для повышения уверенности в себе, снижения тревожности.
Задачи:
Развивать уверенность в своих силах, повышать самооценку.
Развивать пространственное воображение, память, концентрацию внимания и творческое мышление.
Развивать мелкую моторику рук и расширять коммуникативные способности детей.
Воспитывать художественный вкус, стремление делать работу аккуратно, до конца.
Воспитывать самостоятельность, любознательность.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие детей. Положительный эмоциональный настрой на работу.
2.Основная часть.
2 .1. Кинезиологические упражнения.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развитие комиссур (межполушарных связей), синхронизация работы полушарий, повышение энергетического потенциала организма, развитие мелкой моторики, развитие памяти, внимания, мышления, развитие речи. При выполнении кинезиологических упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.
Упражнение «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8-10 раз.
Упражнение «Ухо—нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук «с точностью до наоборот».
2.2. Самомассаж пальцев и кистей рук, лица.
Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующее воздействие на все системы и органы.
Упражнение «Мытье головы» Пальцы слегка расставлены и немного согнуты в суставах. Кончиками пальцев массируем голову в направлении ото лба к макушке, затем ото лба до затылка и от ушей к шее.
Упражнение «Ушки» Ушки растираются ладонями, как будто они замерзли;
Упражнение «Веселые носики» Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3 — 5 раз. После этого проделать 3 — 5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.
3.Работа по теме занятия.
Схема оригами: золотая рыбка из листка бумаги.1. Сложите квадратный лист пополам.
2.Сложите полученный треугольник пополам, чтобы сделать складку и разверните обратно.
3. Сложите по пунктирным линиям, к центру.
4. Сложите по пунктирным линиям.
5. Сложите по пунктирным линиям.
6. Сложите по пунктирным линиям.
7. Сложите по пунктирным линиям.
8. Разрежьте ножницами.
9. Сложите в обратном направлении.
10. Откройте часть, по указанию стрелки и выровняйте.
11. Разверните.
12. Сложите капюшоном по пунктирным линиям.
13. Нарисуйте глаза и рыбка поплыла.
4. Заключение. Рефлексия.
1.Закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
2.Подведение итогов занятия.
Упражнение «Солнышко».
Цель: вызвать у детей положительные эмоции.
Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
Подведение итогов занятия.
Занятие проведено в апреле 2016г., которое способствовало повышению уверенности в себе, снижению тревожности, повышению самооценки.
Рекомендации по применению: занятие лучше проводить сидя за круглым столом с небольшим количеством детей с ОВЗ (4-6), занятие длится от 25 до 35 минут. Важно создать атмосферу непринужденности и заинтересованности для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя. При этом педагог-психолог постоянно подбадривает детей.
Литература:
Ключников С. Ю. Искусство управления собой. - СПб. : Питер, 2003.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn.html
http://www.psyoffice.ru/4-0-5643.htm