Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР по теме «Фрукты»
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР
по теме «Фрукты».
Цель занятия: обогащение словаря предметов, признаков, глаголов. Составление предложений.
Задачи:
1.Образовательные:
- расширение словаря по теме «Фрукты»;
- подбор прилагательных к существительному;
- подбор глаголов к существительному;
- образование родительного падежа существительных;
- образование единственного и множественного числа существительных;
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- составление словосочетаний с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ;
- составление простых предложений.
2.Коррекцонные:
- закрепление умения воспринимать словесные инструкции и чётко выполнять задания в соответствии с ними;
- расширение возможностей фонематического восприятия;
- развитие внимания, памяти;
- развитие слогового анализа;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного восприятия;
- коррекция лексико-грамматического строя.
3.Воспитательные:
- воспитание навыков правильного адекватного поведения на занятиях;
- воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: муляжные изображения фруктов, предметные картинки по теме «Фрукты», изображение фруктового дерева, картинки с изображением белочки и сорок, раздаточный материал с заданиями.
Словарь предметов: апельсин, мандарин, дыня, лимон, яблоко, груша, виноград, банан, ананас, абрикос, персик, соковыжималка, консервирование.
Словарь признаков: яблочный, грушевый, апельсиновый, мандариновый, виноградный, ананасовый, лимонный, персиковый, банановый, дынный, сочный, спелый, зрелый, незрелый, вкусный, сладкий, кислый.
Словарь глаголов: зреть, собирать, убирать, запасать, срезать, срывать, выжимать, замораживать, варить (варенье).
Ход занятия.
1.Оргмомент.
2.«Как называется дерево?».
На доске изображено дерево, а на нём разнообразные фрукты и одна морковка. Под деревом – картинка с белочкой, а в стороне – картинка с сороками.
Логопед: Познакомьтесь: это белочка, она любитель-садовод,
А в ее лесу смешное чудо-дерево растёт!
Что за фрукты созрели на нём?
Дети: Яблоки, груши, абрикосы, персики, апельсины и т.п.
Л: Растут ли эти фрукты на дереве одном?
Д: Нет.
Л: Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Д: Нет, не так.
Л: А как? На каких деревьях растут фрукты?
Д: Яблоки растут на яблоне.
Груши растут на грушевом дереве.
Апельсины растут на апельсиновом дереве.
Абрикосы растут на абрикосовом дереве.
Персики растут на персиковом дереве.
3.«Что лишнее?».
Л: Ой! Художник перепутал и не фрукт нарисовал! Ты ошибку отыскал?
Д: Да. На дереве лишняя морковь. Она овощ.
4.«Чего нет?» (образование родительного падежа существительных).
Л: Повадились сороки фрукты воровать.
Понравилось им в прятки с белочкой играть –
Вот и новая игра, начинать её пора! ЧЕГО НЕТ?
Дай ответ.
(Логопед поочерёдно снимает с дерева фрукты).
Д: Нет яблока (груши, апельсина, персика, абрикоса и т.п.)
5.«Что собрала? А что отдала?» (образование существительных единственного и множественного числа).
Л: Что белочка для себя собрала?
Д: Белочка собрала для себя яблоки (груши, апельсины, мандарины, персики, абрикосы, лимоны и т.п.)
Л: А что сорокам она отдала?
Д: Белочка отдала сорокам яблоко (грушу, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос и т.п.)
6. Динамическая пауза.
7. «Чей фрукт?» (составление предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ).
Детям раздаются муляжи фруктов.
Л: Каждому из вас я раздала фрукты. Теперь они ваши. Ваня, какой у тебя фрукт и чей он?
Д: Это моё яблоко.
Л: Настя, а у тебя что за фрукт и чей он?
Д: Это моя груша. (Это мой виноград. Это мои абрикосы. Это мой персик. Это мои мандарины. И т.п.)
8.«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных).
Л: Какие чудесные у вас фрукты. Давайте назовём их ласково.
Д: Яблочко (грушка, мандаринка, абрикосик, виноградик и т.п.).
9.«Какой фрукт?» (подбор прилагательных к существительному).
Л: Посмотрите, какой персик?
Д: Персик желтый, сочный, спелый, зрелый, незрелый, вкусный, сладкий...
10. «Как называется сок, варенье?» (образование прилагательных).
Л: Как называется сок из яблок?
Д: Яблочный сок.
Л: Как называется варенье из слив?
Д: Сливовое варенье (и т.д.).
11. Итог занятия.
Л: О чём мы сегодня с вами говорили?
Д: О фруктах.
Л: А где растут фрукты?
Д: На деревьях.
Л: Какие фрукты вы запомнили?
Д: Яблоки (груши, апельсины, абрикосы, мандарины, бананы, персики, лимоны и т.п.
Илья Андреевич