Коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ЗПР «Золушка» (4 класс)
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 4 класса
«Золушка»
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / Методическое пособие, 4 класс. - М.: Издательство РОСТ
Цель: развитие внимания, смысловой памяти, логического мышления, воображения.
Оборудование: у учащихся – танграм, цветные карандаши, четверть альбомного листа.
Время проведения занятия: 20-25 минут.
Ход занятия:
- Сегодня мы поговорим о Золушке.
История Золушки – одна из самых красивых и добрых сказок, которую в равной степени любят как дети, так и взрослые.
Давайте вспомним краткое содержание сказки.
(Кто-либо из учащихся, заранее подготовленных, пересказывают краткое содержание сказки Ш.Перо «Золушка», или Хрустальная туфелька).
-Ребята, какова основная мысль этой сказки? (трудолюбие и доброта вознаграждается).
Задание 1. «Запоминаем пары слов». Прочтите и постарайтесь запомнить пары слов, связанные данной темой. Закройте их. Ниже впишите пропущенные слова.
Платье – зола
Мачеха – сестры
Дворец – бал
Фея – волшебство
Тыква – карета
Мыши – лошади
Крыса – кучер
Ящерицы – лакеи
Принц – незнакомка
Встреча – любовь
Часы – полночь
Туфелька – хрусталь
Пожалуй, самой интересной в сказке является сцена бала. Вы хотели бы побывать во дворце на придворном балу? Позовем на помощь наше воображение, а также воспользуемся произведением поэта Ильи Резника, чьё воображение помогло ему написать замечательное стихотворение «Золушка». Послушайте его очень внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
Примечание: перед чтением текста объясняется смысл слов «манжета», «гавот», «кадриль». Учитель читает стихотворение в медленном темпе.
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне,
Будто принц за мной примчался,
На серебряном коне.
И встречали нас танцоры,
Барабанщик и трубач,
Сорок восемь дирижёров,
И один седой скрипач.
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Это был чудесный бал,
И художник на манжете,
Мой портрет нарисовал.
И сказал мудрец известный,
Что меня милее нет.
Композитор пел мне песни,
И стихи слагал поэт.
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Так плясала я кадриль,
Что тринадцать кавалеров,
Отдышаться не могли.
И оркестр был в ударе,
И смеялся весь народ,
Потому что на рояле,
Сам король играл гавот.
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Я вертелась как волчок,
И поэтому, наверно,
Потеряла башмачок.
А когда мой сон растаял,
Как ночные облака,
На окне моем стояли,
Два хрустальных башмачка.
И.Резник
Задание 2. «Ответь на вопросы». Если вы внимательно слушали стихотворение, то с легкостью ответите на вопросы:
На каком коне примчался принц? (на серебряном)
Какое количество дирижёров встречало принца и Золушку? (48)
На чём нарисовал художник портрет Золушки? (на манжете)
Какое количество кавалеров было у Золушки во время исполнения кадрили? (13)
На каком инструменте играл сам король? (на рояле)
Нужно быть настоящим художником, чтобы представить себе и нарисовать ослепительно красивую Золушку в чудесном наряде. Это трудное и длительное занятие. Но нам поможет танграм. Остальное дорисует ваше воображение.
Задание 3. «Танграм».
Выложи из деталей танграма изображение Золушки (схема в рабочей тетради).
Задание 4. «По какому принципу?» посмотрите на слова, разделенные на 2 столбика, и попробуйте ответить: по какому принципу они разделены в 2 группы. Выберите правильный ответ из предложенных.
Вальс | Кадриль |
Зал | Дама |
Бал | Полночь |
Варианты ответов:
По названиям частей речи.
По принципу «единственное число – множественное число».
По количеству букв.
По родам.
По количеству слогов.
Ответ:4,5.
Справедливость, торжествующая в сказке, сделала это произведение притягательным для читателей любого возраста. А Золушка своей добротой навеки пленила наши сердца. В знак любви и благодарности давайте подарим Золушке…цветы. Нарисуйте, пожалуйста, каждый по одному цветку. Мы соберем их вместе и составим букет.
Задание 5. «Мы – художники!». Нарисуйте цветы для Золушки.
Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал»…